Философия Бенедикта Спинозы

Торжество рационализма

Бенедетто Спиноза, философ-рационалист

В практическом XVII веке на первый план выходит не безусловная вера, а наука и разум. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт разрабатывают методологию научных исследований. На протяжении многих лет девизом науки и философии было заявление Бэкона: «Знание — сила!» Способность человека мыслить и рассуждать философы рассматривают как блестящую возможность познания и творческого преобразования мира. Такой подход называется рационализмом (от латинского Ratio — разум).

Философская система голландского мыслителя Бенедикта (Баруха) Спинозы также развивалась в этом направлении.

Он родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Семья была довольно богатой, что позволяло юному Спинозе много времени уделять чтению и самообразованию. Люди, знавшие его, помнили, что молодой человек, учившийся в еврейской религиозной школе, был абсолютно всеяден по отношению к литературе: он читал произведения неоплатоников, христианских отцов церкви, арабских мыслителей и ученых, еврейских философов… Уже тогда он начинал позволять себе очень свободные декларации для религиозного человека; Впоследствии Спиноза отошел от иудаизма.

«Как только вы представляете себе, что не можете выполнить определенную задачу, с этого момента ее выполнение для вас становится невозможным» (Б. Спиноза)

Факторы, повлиявшие на мировоззрение философа

Мыслитель был материалистом, его идеи стали предметом научных споров еще при его жизни и продолжаются по сей день. Спинозе было нелегко из-за преследований местной еврейской общины и Голландской церкви. Свободное мышление и стремление все объяснить по-своему — характерные черты философского материализма. И виноват в этом не только Декарт.

Становление и развитие учения Спинозы объясняется другими причинами:

  • Политическая ситуация в Европе во второй половине 1950-х гг. В частности, Реформация и крестьянская война имели место в Германии, а буржуазная революция закончилась в самой Голландии. В Нидерландах это переросло в борьбу против испанского господства и феодализма. Похожая ситуация наблюдалась в Англии.
  • Усилились национально-освободительные движения в Европе, в результате чего на континенте стали возникать первые республики.
  • Борьба капитализма и феодализма.
  • Превращение Голландии в великую морскую и колониальную державу, повлиявшее на развитие науки, технологий и знаний.
  • Развивались искусство, живопись, естественные науки.

В Нидерландах возникла школа классической живописи, для которой характерен реализм. Кроме того, Голландия стала ведущей страной в технических и естественных науках, которые внесли свой вклад в развитие научной мысли.

Страна привлекла людей разных вероисповеданий и профессий, которые положительно повлияли на просвещение, образование, науку, философию, математику.

Новая философия отражала тенденции общества, которое продвигало производство, капитализм и отделение церкви от государственной власти.

Таким образом, религия была омрачена идеологией и обществом. Этим воспользовались многие философы того времени. Среди них был Спиноза. Его материализм был усилен достижениями астрономов, математиков, физиков, химиков, механиков.

Философ был классическим представителем метафизики, совершенно иначе интерпретировавшим природу и общество. Спиноза, как и Гоббс, Бруно и Локк, исходил из исторического подхода к изучению природных явлений и человека.

Спиноза о религии

Спиноза изложил свое учение о происхождении, сущности и роли религии в общественной жизни в «Богословско-политическом трактате». Хотя идея Бога доминирует во всей его философии, богословы обвиняют Спинозу в атеизме, поскольку Бог Спинозы не является личным Богом с волей и разумом, создавая мир по свободному выбору как нечто иное, чем он сам. Он действует не как внешняя причина, а как «имманентная» причина и неотделима от вещей, которые из нее исходят.

Спиноза показал, что философия и религия принципиально разные. Если философия действует на уровне второго и особенно третьего типа познания истины (разума и разума), то религия действует исключительно на уровне первого типа (воображение, представление).

Цель философии — истина, а религия ищет только подчинения и повиновения. Философия основана на аргументах разума, а религия использует страх и суеверия для послушания. Спиноза — основоположник научной критики Библии.

Спиноза различает три основных рода человеческого познания:

  • Мнение и фантазия. Это знания, которые мы получаем из повседневного опыта, из чувственного восприятия окружающего нас мира. Он дает нам только расплывчатые и расплывчатые общие образы, без связи между причинами и действующими следствиями. Он фрагментарен и фрагментарен, так что позволяет сформулировать только самые общие концепции мира. Следовательно, это бесполезно для человека, ищущего истинного знания.
  • Рациональное познание. Это знание происходит от разума (отношения) и представляет собой чисто научный образ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, тем самым дает человеку возможность отличить истину от лжи, и, таким образом, он максимально приблизится к истине.
  • Интуитивное познание. Это высшая форма знания, которая позволяет видеть вещи от самого Бога. Он больше не основан на какой-либо форме, действующей в земном существовании, но сразу проникает в сущность идей божественных атрибутов, в самую сущность вещей. Этот уровень мышления доступен только мудрым, единственным субъектам истинного знания.

Произведения

Для своих учеников мыслитель написал эссе «О Боге, человеке и его разуме». Философ создал этот трактат за два года, завершив его в 1660 году. Три года спустя появился трактат с настоящим именем Спинозы, в котором излагались тезисы картезианства.

Эта работа получила название «Основы философии Декарта, геометрически продемонстрированные». Следующие работы выходили не так часто, как первые две. Остальные работы Бенедикта включают:

  • «Богословско-политический трактат» (1670 г.) — против власти евреев и кальвинистских священнослужителей. Спиноза сказал, что философия свободна от религии, каждый человек может интерпретировать Библию так, как он ее понимает. В этом же произведении Спиноза поддержал республику как основу государственного строя.
  • Этика проявляется геометрически (1675).
  • «Политический трактат» (1677 г.), продолжение предыдущего произведения.

Новое открытие произведений Спинозы произошло в 18-19 веках, когда европейская философия начала возрождаться под влиянием политических, социальных и экономических изменений на континенте.

Размышления о душе

Спиноза не отделял душу от тела. Он считал, что душа — это сумма мыслительных способностей, атрибут мысли. Душа зависит от тела.

Размышления мыслителя о душе связаны с трудами философа об аффектах. Так он назвал состояния души и тела, связанные друг с другом, и выделил несколько:

  • удовольствие
  • извиняюсь
  • желание

На самом деле вариантов много, но все они сводятся к одному. По словам Спинозы, рабство — это неспособность преодолеть свои страсти. Свобода — это победа над привязанностями с помощью знания.

Для Спинозы тело и дух — две стороны одного и того же понятия. Тело — это видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух — это образ бесконечной мысли. Человек — торжество души и тела. Но в то же время не только у человека есть душа. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.

фото 621

Главные идеи учения

В трактатах философа отчетливо прослеживается влияние Декарта (рационализма) и средневекового пантеизма Джордано Бруно. Мыслитель долгое время изучал философию Гоббса и Бэкона, что повлияло на его страсть к геометрии. Спиноза любил эту науку, считая ее совершенной. Любовь к этой науке четко прослеживается в трактате «Этика», построенном на определениях, аксиомах, теоремах, доказательствах, выводах и заметках.

Основные тезисы материализма Спинозы следующие:

  • Бог и природа одинаковы. В то же время природа — это единая и бесконечная субстанция, которая является ее причиной. Природа проявляется через модальности. Это вещество обладает свойствами, о которых человек может понять только в степени и мышлении.
  • Мир — суровая и жестокая детерминированная система, поэтому теологи постоянно нападают на философа.
  • Он создал свою концепцию последовательного рационализма. Он считал, что знание приходит к человеку через переживание неупорядоченной природы, чувств и аналогий.
  • У человека могут быть искаженные представления, ведущие к ложным знаниям.
  • Разум порождает адекватные идеи и общие идеи. Таким образом, согласно Спинозе, возникло познание второго порядка.
  • Вы можете познать суть вещей с помощью интуиции, которой не существует без причины. Эта комбинация дает истинное знание.
  • Свободной воли нет, так как человеческое тело имеет протяженность, а душа думает. Эти пути вынуждены подчиняться необходимости, которая ведет к рабству и порабощению человека.
  • Человек поддается страстям, которые являются страстями.
  • Полная свобода достигается только через совместимость между необходимостью и свободой, которая противостоит всем формам насилия и принуждения. Человек способен стать свободным только тогда, когда он интеллектуально приближается к Богу.

Спиноза ввел в оборот понятие «разумного индивида». Он способен любить себя и других людей на интеллектуальном уровне, соединяться с природой, Богом и миром. Только мораль способна воспитать человека, обеспечить порядочность и позволить стойко и спокойно переносить проблемы.

Учение Спинозы использовалось философами в последующие века. Свободное мышление, рационализм и критическое отношение к вещам способствовали развитию атеизма и естественных наук. Популярность философского подхода объясняется также тем, что мыслитель отказался от своей родной веры и, по сути, от своей семьи, чтобы заняться наукой и преподавать свои идеи своим ученикам. Полемика, которую он вел на страницах своих научных работ, считается классическим примером материализма. Почти во всех своих работах Спиноза обращался к Декарту и использовал геометрические методы для объяснения общества, природы и политического устройства.

Философия Спинозы в России

При жизни Бенедетто Спинозы был опубликован только один философский трактат с его настоящим именем. Основные труды философа стали доступны публике только в 19 веке.

Первый перевод произведений Спинозы на русский язык появился только в 1906 году. Его выполнил житель Казани М. Лопаткин. Это был «Теологический и политический трактат», который затем был переиздан в 1935 году.

После революции новое советское правительство не забыло философа и в 1927 году провело научную сессию, приуроченную к 250-летию со дня смерти этого мыслителя 17 века.

Многие советские и российские авторы интересовались творчеством Спинозы и упоминали его в своих трудах или посвящали ему свои исследования. Хотя стоит отметить, что отечественные исследователи работ Спинозы все же уступают зарубежным по количеству и объему тематики. «Возрождение Спинозы», начавшееся с 1960-х годов, привело к беспрецедентному росту интереса к этому философу и созданию посвященных ему произведений на всех основных языках мира.

Образование

В 1654 году его отец умер, и Спиноза вместе со своими братьями Исааком и Гавриилом продолжил свой бизнес.

Спиноза увлеченно занимается самообразованием, читая философские произведения мыслителей разных национальностей:

  • Еврейские мыслители Авраам ибн Эзра, Маймонид, Персид, Хасдай Крескас, Авраам Коэн Эррера);
  • Арабские ученые Аль-Фараби, Абу Али ибн Сина (Авиценна), Аверроэс и др.

Такой широкий круг интересов, стремление разобраться в трудах неправославных философов привели к отлучению Спинозы от иудаизма.
После этого он взял себе новое имя Бенедикт, братья выкупили его долю в отцовском бизнесе и уехали в небольшой городок Веркерк близ Амстердама.

Бенедетто Спиноза

Однако, движимый стремлением к знаниям, Спиноза поступает в колледж Ван дер Эден в Амстердаме, чтобы изучать латынь и древнегреческий язык, понимать философские взгляды европейских мыслителей, в научных трудах по проблемам естествознания, берет уроки изящных искусств и приобретает навыки изготовления линз.

Читает произведения Томаса Гоббса, Рене Декарта, Пьера Гассенди, Никколо Макиавелли, интересуется идеями Джордано Бруно).

Спиноза также преподает литературный иврит.

Его философские взгляды привлекают единомышленников и учеников, он начинает представлять опасность для Православной церкви. В 1660 году он был официально изгнан из Амстердама и переехал в сельскую местность недалеко от Лейдена).

Жизнь с философией и рядом с ней

Философ не уезжал из Нидерландов. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую, а сельскую местность. По мнению мыслителя, для мышления и развития картезианской философии существовали идеальные условия. Чтобы хоть как-то заработать, Спиноза научился шлифовать оптические очки, то есть линзы. Это начало приносить ему хоть какой-то доход.

В свободное время философ писал и учил своих сотрудников. Их было немного, но все с энтузиазмом слушали учителя. Вскоре Спинозу стали воспринимать только как вольнодумца и атеиста, в результате чего протестантская церковь Голландии стала к нему враждебна.

Из-за преследований священников Спиноза продолжал менять место жительства, пока не поселился навсегда в Гааге.

Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла с его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт опубликовал анонимно. Однако иногда удавалось установить отцовство, что послужило причиной гонений на мыслителя.

До конца своих дней он работал над другим трактатом, опубликованным посмертно. Спиноза умер от туберкулёза 21 февраля 1677 года. Ему было всего 44 года, из которых он страдал этой болезнью почти двадцать лет. Постоянное вдыхание пыли от шлифования линз усугубляло туберкулез, а также курение, которым философ постоянно увлекался.

Все имущество мыслителя было продано, последнее произведение опубликовано анонимно. Произведения Спинозы были запрещены в Голландии через год после смерти философа.

Путь философа

Он живет комфортно, так как питается ремеслом: производством оптических очков шлифованием. Рансбург, где поселился Спиноза, был центром коллегиальной идеологии.

именно здесь появляется его первый трактат с красивым названием «О Боге, человеке и его счастье» («Su Dio, de mens en zijn geluk»), затем — объемный труд «Этика» («Ethiek») и книги, посвященные анализ философских концепций Декарта.

Смелые взгляды Спинозы быстро распространились в академическом сообществе, поэтому к нему часто приходят студенты из Лейденского университета. Именно в этот период, в 1661 году, зародилась дружба и обмен письмами, продолжавшийся до конца жизни Спинозы, с Генри Ольденбургом, главой Лондонского королевского научного общества.

С 1663 года Спиноза жил на окраине Гааги (Гаага), в Ворбурге. Здесь он знакомится с Кристианом Гюйгенсом, знатоком физико-математических наук и знатоком филологических наук, поэтом Иоганном Фоссом).

В 1664 году с именем автора был опубликован труд «Основы философии Декарта» (De algemene Philosophie van Descartes). Он больше не издавал книги со своей фамилией, скрывающейся под инициалами, поэтому его произведения были запрещены к публикации.

В 1670 году был опубликован анонимный труд «Theologisch-politiek traktaat» («Theologisch-politiek traktaat»), в котором философ излагал свои атеистические взгляды. Его преследовали не только за то, что представитель государственной власти Ян де Витт широко разделял взгляды отважного мыслителя.

В это же время Спиноза поселился в Гааге, создал учебник «Гебрейувская грамматика». Знаменитого философа пригласили преподавать в Гейдельбергском университете, но он отказался, объяснив это тем, что ему будет трудно оставаться верным своим взглядам и убеждениям.

Основополагающая книга «Этика» была завершена в 1675 году, но опубликовать ее было невозможно, так как представители семьи де Виттов, возглавлявшие государство, были убиты в ходе антиправительственного восстания, а люди, не поддерживающие неортодоксальный менталитет Спинозы, были убиты в силе.

Великий голландец умер в возрасте 44 лет в 1677 году от туберкулёза, болеет более 20 лет.

Его похоронили на средства своих друзей под плитами церкви Ньеве Кирк, а когда истек срок аренды места захоронения, тело извлекли и, по одной версии, просто выбросили, а по другой — еще больше человека, перезахороненного в коллективной могиле. Личные вещи были исчерпаны, и стол с рукописями был отправлен друзьям Спинозы в Амстердам, чтобы собрание сочинений было опубликовано посмертно. В своем завещании Спиноза просил опубликовать свои произведения в год своей смерти, что произошло, правда, без указания имени автора: на обложке латинского издания были только первые буквы B d. С. В 1678 году произведения Спинозы были опубликованы на голландском языке и сразу же запрещены. На территории церкви Ньеве Кирк установлена ​​мемориальная стела в память о великом вольнодумце.

Субстанция — это…

В своих исследованиях Спиноза обратился к одному из ключевых понятий философии: «субстанция». Еще в древности философы задавали себе вопрос: есть ли в мире что-то, что лежит в основе всего сущего? Земля, небо, человеческое тело и прочее? На самом деле слово «субстанция» на латыни означает «то, что в основе». Но насчет того, как выглядит это вещество и каковы его свойства, высказывались разные гипотезы.

Спиноза предположил, что субстанция, Бог и природа — одно и то же. Вещество нельзя разделить на части, у нее всего два свойства: протяженность (материальный объект имеет форму и объем) и мысль. Да-да, с этой точки зрения мыслью обладают не только люди, но и животные, и даже .. неодушевленные предметы. Потому что субстанция содержит естественный, божественный принцип. Например, тело человека — это продолжение, а его душа думает.

Спиноза сказал, что Бог присутствует во всем: в горшечной глине, в теле гончара и в глазах любого, кто видит приятный результат работы гончара с глиной

Философия Спинозы

Я постоянно пытался не высмеивать человеческие действия, не огорчать или проклинать их, а понимать их. Бенедетто Спиноза

Трудный жизненный путь — это, наверное, цена, которую все великие люди платят за данный им талант. Однако их учение подвергается критике, они сами преследуются, часто в тяжелых материальных условиях, а их работы запрещены. В этом отношении Барух (Бенедетто) Спиноза не был счастливым исключением. В его жизни было все: отлучение раввинами, гонения инквизиции и запрещенные работы.

Барух родился в семье Маран (Маран — евреи, ставшие жертвами принудительного крещения в Португалии, и их потомки, тайно остававшиеся верными иудаизму), вернувшихся в иудаизм после переезда в Нидерланды, и стал учеником школьной общины Амстердама, известный во всем еврейском мире. Поскольку жизнь философа недостаточно изучена, существует два мнения относительно того, кто был ключевой фигурой в его биографии, кто так сильно повлиял на его мировоззрение и сформировал его критическое отношение к религии.

Традиционно считается, что критические взгляды Спинозы возникли под влиянием бывшего иезуита Ван ден Эндена, у которого Барух изучал латынь. Однако многие ученые XIX и XX веков склонны полагать, что основным источником взглядов Спинозы были неортодоксальные взгляды, существовавшие в еврейской общине Амстердама. Эти взгляды обычно приписываются имени Уриэля Акосты. Так или иначе, в начале 1656 г еретические взгляды Спинозы привлекли внимание членов еврейской общины. Спиноза интересовался, что свято и неприкосновенно для верующего еврея. Например, Моисей был автором Пятикнижия, что Адам был первым человеком, что закон Моисея имеет приоритет над «естественным законом».

Спинозу также обвиняли в отрицании закона Моисея и бессмертия души, и он также считал, что Бог существует только в философском смысле.

Отказавшись отречься от своих взглядов, он был отлучен от церкви 27 июля 1656 года и навязан ему: всем членам еврейской общины было запрещено какое-либо общение со Спинозой. Современники сообщают, что ненависть еврейской общины к Спинозе была настолько сильной, что даже пытались убить его.

В 1663 году Спиноза начал развивать свою философскую систему, написав «Принципы философии» Декарта (единственная работа Спинозы, которая не была опубликована анонимно), в которой он критиковал философию Декарта, оказавшую такое большое влияние на мировоззрение самого Спинозы. Хотя философы расходились во мнениях по некоторым фундаментальным вопросам философии, ученые отмечают, что Спиноза позаимствовал у Декарта модель построения философской системы, основанной на положениях математики.

Спиноза завершил свой основной труд «Этика», в котором он проанализировал различные аффекты, в 1674 году, но безуспешно попытался опубликовать его, когда протестантские богословы обвинили его в отрицании существования Бога. Фактически, в «Этике» Спиноза отождествляет Бога с природой вечной и вечной бесконечность, в концепции Спинозы Бог не обладает личностными качествами, поэтому человек не может ожидать, что Бог полюбит его в ответ — такая концепция противоречит христианскому учению о Боге. И Спиноза рассматривает Бога с точки зрения его доктрины привязанностей.: познание Бога есть связаны с привязанностью к радости, любовью к вечному философскому Богу.

Этика

Спиноза работал над своей Этикой 12 лет. Эта научная работа должна была прояснить понятие добродетели и ее составляющие. Голландский философ считает добродетель высшим благом.

Как обычно, используя математику, философы хотели создать неразрывную цепочку суждений. Его темой был Бог, материальный мир и человеческий дух. Таким образом, его работа состояла из серии теорем, которые логически основывались друг на друге.

Основа этики — мораль. Философ отказался от понятия «воля», заменив его разумом. Нет таких явлений, как добро и зло, это просто разные степени одного и того же. Нравственность основана на знании, блаженства можно достичь только с помощью разума. Высшая добродетель — это интеллектуальная любовь к Богу.Человек должен знать себя, чтобы прийти к правильной любви к Богу, природе и истинной свободе.

Голландский мыслитель много лет работал над своей «этикой», потому что он намеревался создать философский труд, подобный математической аксиоме, с доказательствами, полученными из разума. Развивая теории своих предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь к познанию истины.

фото 620

Теории о государстве

«Богословский и политический трактат», помимо религии, затронул тему государства, а также естественного права.

Люди склонны увеличивать свои права и преимущества за счет других. Но если эти импульсы не ограничены, все люди будут окружены ненавистью и страхом. Таким образом, права всех людей были объединены в одно коллективное. Так появилась верховная власть. Это выше эгоцентризма человека. Это называлось государством.

По словам Спинозы, государство — это результат взаимного согласия людей. Этот договор существует до тех пор, пока он выгоден. Соглашение соблюдается благодаря неограниченной власти государства, которое принадлежит одному человеку или нескольким или более людям. Поддержка государства — это соблюдение законов гражданами.

Спиноза полагает, что в основе государства лежит разум. Человек свободен только тогда, когда он руководствуется разумом. Между тем им движут страсти, человек их раб.

Уход из общины

Приверженность другим традициям и серьезное увлечение европейской философией беспокоили православных членов еврейской общины. Они попросили Спинозу отказаться от новых идей и вернуться к истинной вере.

Раскол в отношениях между молодым бунтарем и лидерами общины почувствовал себя, когда Бенедикт обнаружил и подчеркнул противоречия между теологией евреев и Ветхим Заветом. Он начал подвергать сомнению догмы, относящиеся к следующим истинам:

  • создание мира,
  • вне,
  • божественность Писания.

За угрозами последовали уговоры и коррупция. Философу обещали большую ежегодную пенсию, если он вернется в иудаизм и откажется от еретического мышления. Спиноза отказался, за что заплатил. На него было организовано покушение.

Отец Бенедикта был очень расстроен поведением сына и его отходом от еврейских канонов. Он надеялся, что со временем его наследник одумается и продолжит семейное дело. Так и случилось, но не по просьбе самого Спинозы.

Отец умер в 1654 году, он завещал сыну торговлю и торговлю. Он пытался управлять компанией своего отца в течение нескольких месяцев, но понял, что нет ничего лучше философии. Он добровольно отказался от наследства и продолжил изучать европейские философские трактаты, создав свои собственные.

Последовало полное отлучение от иудаизма, изгнание из местной общины. Его лидерство пошло дальше. Он приказал Спинозе навсегда покинуть Амстердам.

Воля божественная и человеческая

Спиноза утверждал, что в мире ничего не происходит просто так. Связь между явлениями и вещами нельзя объяснить ничем иным, как божественной (естественной) волей: если нам кажется, что что-то произошло из ниоткуда, то только потому, что не все знают, как рассматривать явления в связи с другими. «Если бы люди ясно знали порядок природы, — утверждал Бенедикт Спиноза, — они бы сочли все таким же необходимым, как и все, чему учит математика».

Спиноза считает, что все, что происходит с человеком, определяется свыше Богом (природой). Он критикует концепцию «свободы воли», утверждая, что у человека просто нет какой-то «изначальной свободы» из-за его привязанности к воле Божественного. При этом он пишет о свободе человека при выборе, например, когда он думает о главном и второстепенном: «Свободный человек не думает ни о чем, как о смерти, и его мудрость состоит в том, чтобы думать о жизни, а не на смерть ». Философ называет свободу «сознательной потребностью»: она заключается не в потворстве низким страстям, а в признании рациональности божественной воли и, следовательно, установленных людьми законов: «Люди верят, что они свободны лишь постольку, поскольку в их нынешнем виде им разрешено подчиняться своим страстям, но, будучи вынужденными жить согласно предписаниям закона, они думают, что отказываются от своего права».

«Одно не перестает быть правдой, потому что это не признается многими» (Б. Спиноза)

Гений — это интеллект, зажатый в тиски необходимости

Спиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который с такой ясностью и остротой до сих пор ставит нерешенные проблемы человечества и не только ставит, но и находит их решение, что до сих пор сбивает с толку его общетеоретические точность, бескомпромиссность и неумолимая связность отражений, ведущих к нему…
Великий голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632 году в семье еврейских купцов, переехавших в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований испанской инквизиции. В еврейской общине Амстердама было фанатичное преследование несогласных евреев. Спинозу отправили учиться в семиклассную еврейскую школу, где готовили раввинов. Благодаря своим исключительным способностям юный Спиноза считался будущим иудейской религии. Однако эти надежды не оправдались. В кругу выдающегося учителя, гуманиста и доктора ван ден Эндена, с которым Спиноза изучал латынь, он познакомился с математикой, естественными науками и медициной, а также с философскими идеями того времени. Спиноза уходит все дальше и дальше от еврейской общины и религии. Раввинский совет строго предупредил его, но это мало на него повлияло. Затем, после неудачной попытки подкупа Спинозы, раввинский совет проклял его и исключил из общины. Не ограничиваясь простым отлучением от церкви, раввины подали жалобу на Спинозу городским властям Амстердама, представив его опасным атеистом и потребовав изгнания из города. Из-за этого доноса философ был вынужден покинуть Амстердам.
Кружок подобных философов постепенно собирался вокруг Спинозы, который продолжал существовать даже после того, как он покинул Амстердам и поселился в деревне Райнсбург, где около 1658–1660 годов он написал свой первый философский труд «Краткий трактат о Боге, человеке и Его счастье». Там он также начал работу над «Трактатом о совершенствовании ума» и своей основной работой «Этика», которую он писал с интервалом в 12 лет. Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и опубликовал «Принципы философии Декарта, геометрически продемонстрированные» с приложением «Метафизические мысли». Это единственное произведение, опубликованное при жизни Спинозы под его именем.
В 1663 году Спиноза переехал в деревню недалеко от Гааги, где близко познакомился со знаменитым физиком, математиком и астрономом Кристианом Гюйгенсом. Здесь Спиноза продолжил свои работы по этике и написал «Богословско-политический трактат», который был опубликован в 1670 году. Этот трактат вызвал бурю негодования против своего автора, имя которого вскоре стало известно. В 1674 году договор был запрещен к продаже и распространению.

В это время жестоких нападений и преследований Спиноза переехал в Гаагу, где получил предложение преподавать в Гейдельбергском университете. Людвиг Поральц, пригласивший его, не знал, что Спиноза был автором «Теологического и политического трактата», и знал его только как автора «Основ философии» Декарта. Поэтому он предлагал Спинозе свободу философствовать до тех пор, пока тот не осуждал государственную религию. Спиноза, однако, отклонил это предложение, потому что он не знал, насколько далеко расширится его свобода философствования, чтобы не вызывать подозрений в узурпации государственной религии.

В тяжелых материальных условиях Спиноза продолжал заниматься главным делом своей жизни — этикой. Эта работа была завершена в 1675 году. Но все его попытки опубликовать ее не увенчались успехом, и Спиноза был вынужден отложить «Этику» и начать работу над «Политическим трактатом». Он умер от туберкулеза 21 февраля 1677 года.

Произведения Спинозы были опубликованы в декабре 1677 года его ближайшими друзьями под названием «Посмертные произведения». Через несколько месяцев после публикации они были запрещены и переизданы только в начале 19 века.

Источники

  • https://SiteKid.ru/filosofiya/benedikt_spinoza_razum_priroda_i_volya.html
  • https://NetherlandsLife.ru/benedikt-spinoza/
  • http://www.SoleCity.ru/philosophy/spinosa
  • https://mystroimmir.ru/filosofiya/spinoza.html
  • https://vAmsterdame.com/gollandcy/benedictus-de-spinoza.html
  • https://lfirmal.com/benedikt-spinoza/

Оцените статью
Блог про города России и Амстердам