История
Петр I во время «великого посольства» в 1697–1698 годах осмотрел великие процветающие города Голландии и Англии. Еще я видел заграничные офисы «кунстов», это редкость, чудеса. На страницах дневника, который Петр велел вести, восклицание «Чрезвычайно чудесно!» часто мигает. Есть запись о новейшей анатомической науке: «Я видел анатомию в кабинете врача: все внутренние органы разделены по-разному: человеческое сердце, легкие, почки… Вены, которые живут в головном мозге, подобны нитям…» . Петр очень интересовался такими нововведениями, и царь, не жалея, скупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные раритеты. Эти предметы легли в основу «Царского кабинета», а затем Петровской Кунсткамеры — первого в России естественнонаучного музея. Вернувшись в Россию, Петр возглавил российский «кабинет раритетов». Приказав перенести столицу России из Москвы в Петербург, Петр приказал также перенести «государевой кабинет». Вся коллекция размещалась в Человеческих покоях Летнего дворца. Помещение по-немецки называлось «Кунсткамера», что означает «кабинет раритетов». Это событие произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея. Во время своего второго визита в Голландию в 1715-1717 годах Петр посетил музей Альберта Себы. В этот момент у Себы возникла идея продать свою коллекцию русскому царю, о котором он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Савы Петром I, видимо, окончательно разрешил дело, и вся коллекция была куплена и перевезена в Петербург для Кунсткамеры. Коллекция постоянно росла, и было решено построить на стрелке Васильевского острова специальное здание: «Палаты Петербургской Академии наук, Библиотека и Кунсткамера». А на время строительства дома перенесите собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикиные палаты» (ныне улица Ставропольская, дом 9). Нынешнее здание строилось с 1718 по 1734 год. Коллекции музея занимали восточное крыло здания, в центральной части располагался Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года — Великий академик) и обсерватория в западной части — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов. 5 декабря 1747 года, когда библиотека находилась в здании Кунсткамера, вспыхнул пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания. В 1777-1779 гг. Интерьер украшали 4 аллегорические скульптурные группы, бюсты и медальоны выдающихся ученых (скульптор М. П. Павлов), в 1819-1825 гг. — картины (художник Ф. Рихтер). Из-за обилия материалов в 1830-е годы Кунсткамера была разделена на многочисленные музеи: зоологический, этнографический, ботанический, минералогический. В 2020 году Главгосэкспертиза утвердила проект архива Кунсткамеры. Архив должен быть создан на базе недостроенного дома на улице Заповедной.
Экспозиции
Северная Америка Культура и быт коренных народов Североамериканского континента. Путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии, с незапамятных времен до начала 19 века. Япония На этой выставке представлены жизнь и культура японцев и айнов. Рыбалка была одним из основных видов рыбной ловли на острове, и в Кунсткамере имеется большая коллекция различных инструментов: крючки, сети, ловушки. Представленные самурайские доспехи впечатляют своей отделкой и сложной конструкцией.
Африка Эта коллекция в основном содержит сельскохозяйственные орудия труда и одежду африканских племен, живущих в регионе к югу от Сахары. Одна из самых интересных находок — бенинская бронза. Так называются таблички из соответствующего материала с фигурами солдат и придворных. Из дворца правителя Бенина вывезена коллекция, насчитывающая более тысячи предметов. Некоторые из них можно увидеть в «африканском» зале Кунсткамеры.
Китай и Монголия В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и выставка, посвященная народам Китая, представляет только основные аспекты их жизни и культуры. Например, традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости. В Монгольском зале интерес вызывают жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционными монгольскими орнаментами. Их использовали для украшения одежды, инструментов, седел, одеял и многого другого.
Индия и Индонезия Раздел музея, посвященный народам Южной Азии, — один из самых богатых. Кунсткамера имеет большую коллекцию резного дерева, привезенного из разных регионов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинных театральных костюмов, кукол из кукольного театра. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы криса. Лезвие этих кинжалов было изготовлено из специальной стали и часто имело форму огненного языка. Также интересны материалы выставки, рассказывающие о театре теней.
Анатомический раздел Новорожденный с циклопией В этом разделе собраны находки с анатомическими деформациями и различными природными раритетами, такими как сиреномелия, двуглавый ягненок, сиамские близнецы и многое другое. Указом Петра I от 17 февраля 1718 г. «О представлении рожденных чудовищ, а также о нахождении необычных вещей во всех городах губернаторам и военачальникам, о награждении за принесение этих наград и о штрафе за сокрытие», систематический сбор раритетов из мира природы и истории человечества. К необычным вещам относились «необычные камни, кости людей или животных, рыбы или птицы, не такие, как сейчас, или похожие, но очень большие или маленькие по сравнению с обычными камнями, а также старые подписи на камнях, железе, меди или других камнях старый и необычный пистолет, пластины и прочее, все очень древнее и необычное ». Благодаря указу Петра I о сборе различных раритетов, в том числе анатомических, в Кунсткамере были накоплены препараты деформаций, что позволяло рассматривать их не как единичные и уникальные явления, а отслеживать типичные явления. Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 артефактов и была приобретена Петром I в 1717 году у ее создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.
История Кунсткамеры и русская наука XVIII века В этом разделе представлены три экспоната, сгруппированных под кодовым названием «Музей М.В. Ломоносова».
Выставка «Конференц-зал (« Конференц-зал ») Петербургской Академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения в России и биографию М.В. Ломоносова. Две другие выставки — «Астрономическая обсерватория Петербургской Академии наук» и «Большой планетарий Глобо Готторп» — освещают первый период в истории Кунсткамеры, когда Астрономическая обсерватория, почасовая служба и условная линия меридиана Санкт-Петербурга располагалась в башне здания.
Режим работы Кунсткамеры
Музей антропологии и этнографии. Петра Великого (Кунсткамера) открыта со вторника по воскресенье с 10 до 18 часов.
Кассы открыты с 10:00 до 17:00. Понедельник выходной.
Последний вторник месяца — день уборки.
Музей закрыт: 1 января, 9 мая, 31 декабря.
Посетить музей можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Группы проходят без очереди, так что наберитесь терпения, чтобы войти в музей.
Экскурсии в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге
В часы работы музея проводятся экскурсии по Кунсткамере для групп до 15-20 человек. Эта экскурсия подойдет тем, кто еще не был в Кунсткамере. Есть обзорная экскурсия для взрослых посетителей («Классическая обзорная экскурсия») и для детей («Палата чудес»).
Для детей от 5 до 9 лет в музее проводятся мероприятия и игры.
Например, в рамках Североамериканской выставки проводится игра «Игра с эскимосами», где можно много узнать о повседневной жизни, быте и деятельности жителей Арктики, а также принять участие в празднование встречи с солнцем.
На индийской выставке детей знакомят с Ганешей, божеством, устраняющим все препятствия на пути. Здесь вы также можете послушать фестиваль Дивали, узнать, почему индусы такие благодарные люди, и попробовать себя в актерском мастерстве.
В китайской экспозиции школьников знакомят с мудростью и притчами.
Для средней школы будет интересна экскурсия, посвященная путешествиям и путешественникам: именно они позволили человечеству значительно расширить свои представления о мире, других странах и обычаях, животных и растениях.
Старшеклассников может заинтересовать экскурсия «Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток».
Отличная возможность увидеть всю экспозицию музея, даже если вы еще не имели возможности войти в нее лично, — это онлайн-прогулка по залам музея. Экскурсия доступна на официальном сайте Санкт-Петербургского музея антропологии и этнографии (Кунсткамера).
Также есть способ узнать о выставке Кунсткамеры в Санкт-Петербурге онлайн: увидеть не только знаменитую «коллекцию монстров» Петра, но и просмотреть все остальные залы музея.
Экспонаты Кунсткамеры
Часто можно услышать, что Кунсткамера — это в первую очередь собрание «монстров», «чудовищ» и множества аномалий. Однако такое отношение к музею сложилось только в прошлом веке. На протяжении веков Кунсткамера была местом, где посетители могли увидеть что-то редкое или полностью знакомое, но обычно скрытое от человеческих глаз. Это был музей познания мира и человека, где раскрывались тайны природы, то, что скрыто в недрах земли, на морском дне или высоко в звездном небе.
Анатомический раздел (Уроды)
Официальная дата основания Музея антропологии и этнографии — 1714 год. Именно тогда королевская коллекция, сформированная под впечатлением европейских «шкафов раритетов», разместилась в Человеческих покоях Летнего дворца и получила награду название «Кунсткамера».
Это те самые сохранившиеся «чудовища» — коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, приобретенная Петром Великим. 1717 г и первоначально насчитывала около 2000 экземпляров.
Петра I очень интересовало все, что связано с анатомией человека. Понимание того, как работает организм, предоставило огромные возможности для развития медицины. Но для изучения здорового тела чрезвычайно важно было понять аномалии, которые время от времени возникали. Так вышло постановление, что на исследования в Кунсткамеру привозили как живых, так и мертвых «монстров», людей с явными физическими отклонениями от нормы. Их изучали первые анатомы, появившиеся позже в Академии наук.
Теперь эта коллекция входит в увеличенный анатомический раздел Кунсткамеры, где можно увидеть двуглавого ягненка, сиамских близнецов и другие необычные предметы.
Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»
Этот большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:
Музей М.В. Ломоносова (третий этаж)
- Помимо биографии такого большого разностороннего ученого, как Ломоносов, здесь можно увидеть и выставку «Лекционный зал Петербургской Академии наук». В нем рассказывается о повседневной жизни и деятельности первого в России научно-исследовательского института.
- Астрономическая обсерватория (четвертый этаж). Также была служба точного времени и условного меридиана Санкт-Петербурга.
- Планетарий Большой Готторпский Глобус (пятый этаж).
Этнографические разделы
Остальные разделы знаменитого музея являются этнографическими и включают внушительную коллекцию, сформированную в послепетровские годы. Путешествовать по этнографическим комнатам удобно и понятно:
- Северная Америка, Япония, Африка, Латинская Америка — цокольный этаж;
- Ближний и Средний Восток, Китай и Монголия, Корея, Индокитай, Индия и Индонезия — второй этаж.
Здесь можно увидеть много интересного: как была организована жизнь, рабочие инструменты, внешний вид посуды, украшения, театральная одежда тех времен и многое другое.
На первом этаже у входа в Кунсткамеру расположены магазины, киоски, кафе и гардероб.
Здание
Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге построено специально для собрания музея. Согласно легенде, его положили на набережной в понравившемся царю месте, где росла сосна с причудливо переплетенными в стволе ветвями. Впоследствии к коллекции музея добавилось естественное «любопытство.
Строительство здания началось в 1718 году. Началом работ руководил немецкий архитектор Г. И. Маттарнови. Строительство было завершено только после смерти Петра I — в 1734 году.
Библиотека, музейные залы и анатомический театр, а также астрономическая обсерватория были объединены в единый комплекс.
Фасады здания считались парадными с обеих сторон, как с севера, так и с юга. Кунсткамера построена на высшем уровне, как и объекты дворца. Например, кирпич для строительства также специально заказывали за рубежом.
В 1777–1779 гг. Интерьеры украшали скульптурные группы и бюсты ученых, а в 1825 г. — картины Ф. Ф. Рихтера. Коллекция музея постоянно расширялась, и в 1830-х годах выставка была разделена на различные тематические коллекции, в результате чего были созданы Зоологический и Минералогический музеи.
Сейчас памятник-здание в стиле Петра Великого, расположенный на набережной Университетской, является одним из объектов культурного наследия России и является символом Российской академии наук.
Как добраться до Кунсткамеры
Знаменитая Петровская Кунсткамера расположена на восточной оконечности Васильевского острова, недалеко от дворцового моста. Это исторические места Северной столицы, которые стремятся посетить в первую очередь все туристы, поэтому прогулку по музею можно легко совместить с другими достопримечательностями.
Ближайшие станции метро: Василеостровская (расстояние около 2 км), Адмиралтейская (расстояние 1,2 км. Через мост).
Точный адрес: Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, Россия, 199034.
Как добраться с Московского вокзала:
- Опция 1Автобус: от Площади Восстания возле вокзала, сесть на линию No. 7 или п. 24 до Университетской набережной (9 минут).
Пешком: 100 м.
- Вариант 2Пешком: пешком 500м до метро Маяковская.
Метро: от ст. Маяковская идет на вокзал. Василеостровская 6 мин.
Пешком: 2 км пешком.
- Вариант 3Пешком: проехать около 4 км по Невскому проспекту и Дворцовому мосту.
Как добраться из Эрмитажа:
- Опция 1Пешком: пройти 900 м через Дворцовый мост.
- https://fishki.net/3583569-kunstkamere-muzeja-antropologii-i-jetnografii-imeni-petra-velikogo-307-let.html
- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12720
- [https://theplacement.ru/travel-directory/kunstkamera/]
Читайте также: Описание Свято-Успенского собора: в каком городе он находится