- Мариинский театр в Санкт-Петербурге
- Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
- История возникновения
- Архитектура и стиль театра
- Внутреннее обустройство главного здания
- Как попасть в театр
- Мариинский театр в XX столетии
- Современная жизнь храма искуств
- Концертный зал Мариинского театра
- Фотографии Мариинского театра (основной сцены)
- Схема театра с указанием мест
- По законам технического прогресса
- Иногородние сцены Мариинского театра
- Приморская сцена Мариинского театра
- Филиал в Северной Осетии-Алании
- Репертуар Мариинского театра
- Интерьер театра
Мариинский театр в Санкт-Петербурге
Мариинский государственный академический театр — украшение Санкт-Петербурга, крупнейший музыкальный театр оперы и балета, известный не только в России, но и в мире. Мариинский театр славится яркими постановками, яркими выступлениями мировых звезд и громкими премьерами.
Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Становление Мариинского театра связано с историей страны. Конец 18 века — время сближения России и Европы. Русские правители многое переняли из европейской жизни и культуры, в том числе и от театра.
История возникновения
В 1783 году Екатерина II создала театральную труппу для представления театральных и оперных спектаклей в Большом Каменном театре, открывшемся на Карусельной площади в Санкт-Петербурге.
В здании выступали иностранные артисты, приглашенные императрицей Италии, что соответствовало тенденциям моды и техническим требованиям; российская труппа редко ставила свои спектакли.
Жена императора Александра II Мария Александровна слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы его личной труппы выступали в Цирковом театре, который располагался напротив Большого Каменного театра.
В 1859 году на месте сгоревшего циркового театра итальянский архитектор Альберт Кавос построил новый театр — Мариинский театр в честь Марии Александровны. За короткое время стал популярным театр, в основе которого лежала личная труппа жены императора.
В 1886 году на месте Большого Каменного театра была построена консерватория, и все постановки, которые там проходили, были перенесены в Мариинский театр, открывший первый театральный сезон оперой «Царская жизнь».
На сцене театра блистали известные солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнер, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Сценарий создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.
Архитектура и стиль театра
Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, поражает своей красотой и многогранностью силуэта, находится на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил в левое крыло трехэтажное здание для лабораторий, репетиционных и гримерных.
Главный фасад стал более монументальным, а под самой крышей появился новый зал. Над куполом находится турель, закрывающая вентиляционную трубу.
Внутреннее обустройство главного здания
Зрительный зал Мариинского театра — один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранилось до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепнины и скульптур, обивки и драпировки темно-синего цвета придает комнате лирический оттенок.
Мебель царской ложи отреставрирована: когда-то она была украшена монограммой, красочно сочетавшей первые буквы имен царя Александра II и его жены. В советское время здесь сияла эмблема серпа и молота. В 90-х годах 20 века императорский вензель шкатулки вернули на прежнее место.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, был создан в 1914 году художником Александром Головиным. Сочетая технику росписи и аппликации, художник разработал дизайн занавески, повторяющий узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, с 230 лампами и 2300 хрустальными подвесками, излучает необычайно яркий свет. Ежегодно его опускают, чтобы очистить кристалл и заменить перегоревшие лампы.
Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский художник Дуси изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а также расположил по кругу 12 медальонов с портретами русских драматургов.
Зал Александра Головина, оборудованный под крышей театра, носит имя русского живописца конца XIX века; здесь создается сценография для опер и балетов
Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила, обнаружив под полом груду осколков хрусталя. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позже выяснилось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый кристалл для улучшения акустики комнаты.
Колокол, проживший за сценой 200 лет и названный театральным артистом, звенит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». За годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Впоследствии колокол подняли снизу и подарили театру.
Как попасть в театр
Большинство спектаклей в Мариинском театре в Санкт-Петербурге распроданы, поэтому билеты следует покупать заранее. Для этого не нужно идти в кассу — практически любое место можно заказать онлайн. В театре действует абонентская система. Затем вы можете купить абонемент на все спектакли с музыкой Чайковского или Прокофьева, постановки Щедрина или даже стать обладателем семейного пропуска, включающего посещение детских спектаклей. Подписки действительны в течение всего сезона, а их стоимость ежегодно пересматривается.
Если вы планируете посетить оперу впервые, покупайте билеты в Мариинский театр на третьем этаже — голоса певцов здесь слышны намного лучше. Но смотреть балеты лучше с антресоли, где хорошо видны все нюансы сложных переходов.
В среднем цена билетов на оперу или балет в главном здании театра составляет:
- 350–1000 руб. За место на 3 уровне;
- 1500–2000 руб. За место во 2-м уровне;
- 1700–2500 руб. За место на 1 уровне;
- 2000–3000 руб. За место на антресоли;
- 2800-3400 руб. За место на земле.
Кассы театра открыты с 11.00 до 18.30 (в Концертном зале — до 19.00).
Мариинский театр в XX столетии
После революции Мариинский театр был объявлен государственным и передан Наркомату. В 1919 году театр получил статус академического. После смерти в 1934 году первого секретаря Ленинградского обкома Кирова театр получил его имя и вскоре стал называться Кировский.
В годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, артисты в составе армейских бригад выступали в частях и госпиталях. В 1950-1970-е годы театр ставил балеты, принесшие ему мировую известность: «Спартак», «Двенадцать», «Каменный цветок», «Ленинградская симфония».
В 1939 году коллектив театра награжден орденом Ленина, в 1983 году — орденом Октябрьской революции. С 1988 года художественным руководителем театра является Валерий Абисалович Гергиев. В 1992 году театру вернули прежнее название — Мариинский.
Современная жизнь храма искуств
С приходом Гергиева появились новые сайты. Основная сцена Мариинского театра (Мариинский-1) расположена на Театральной площади, памятнике архитектуры. Здесь проходят классические постановки европейского и русского оперного и балетного репертуара. Зрительный зал вмещает 1625 зрителей, объем сцены 22 * 18 * 25 метров.
Главная музыкальная сцена России нуждается в обновлении. Художественный руководитель подчеркнул, что сделает все, чтобы театр не превратился в римейк и сохранил свое неповторимое очарование.
Вторая сцена (Марьинка-2) находится рядом с театром, на другой стороне Крюкова канала. Сцена была создана специально для нужд театра в 2013 году французским архитектором Домиником Перро.
Внешний вид здания новой сцены Мариинского театра оценивается неоднозначно. Постройка из бежевого юрского мрамора, украшенная высокими панорамными окнами разного размера и металлической крышей, называется бетонным ящиком.
Над дизайном интерьера работали архитекторы из России, Канады, Великобритании и Австрии. Площадь здания составляет 80 000 квадратных метров, вместимость зала — 2 000 человек. Сиденья расположены на нескольких уровнях.
Центральное место отведено под ложе для почетных гостей, аналог Царской ложи. Сцена глубиной 80 метров оборудована таким образом, чтобы создавать мощную акустику и быстро менять декорации. Здесь проводятся технически сложные шоу.
Марьинка-2 находится на улице Писарева. Зрительный зал рассчитан на 1110 человек, ширина — 24, длина — 52, высота — 14 метров. Концертный зал — современный многофункциональный комплекс, спроектированный французскими и японскими архитекторами.
В 2009 году в комнате был установлен орган французского производства. Здесь проводятся вокальные и симфонические выступления, аудиозаписи. К услугам зрителей: холл с баром, лифты, комнаты отдыха с сувенирами, специальные места для людей с ограниченными возможностями.
Мариинский театр курирует Министерство культуры Российской Федерации. Оперный коллектив известен именами Анны Нетребко, Ильдара Абдразакова, Юлии Маточкиной, Юрия Марусина, Ольги Бородиной. В состав балетной группы входят Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина, Виктория Терешкина и Владимир Шкляров, Тимур Аскеров и Данила Корсунцев.
Театр предлагает спектакли, концерты и цирковые представления, организует фестивали и выставки, конкурсы и конференции. У театра есть свой официальный сайт с полезной информацией.
Оперные и балетные спектакли разнообразны: одни ставятся десятилетиями, другие — для любителей новинок. Все спектакли Мариинского театра в Санкт-Петербурге с аншлагами.
Концертный зал Мариинского театра
Недалеко от Мариинского-2, на улице Писарева, 20 (вход с улицы Декабристов, 37), находится Концертный зал Мариинского театра.
Здание Концертного зала исторически связано с Мариинским театром. В 1900 году по проекту Виктора Шретера на этом месте были построены декорационная мастерская и зал дирекции императорских театров, который в 1917 году был передан Мариинскому театру.
В сентябре 2003 года произошел пожар в здании Мастерских декора. Нынешнее здание концертного зала Мариинского театра возведено на месте сгоревшего здания, в виде которого сохранился исторический фасад, уцелевший при пожаре. В то же время на противоположной стороне здания, выходящей на улицу Декабристов, возведен новый фасад, который является своеобразным олицетворением архитектуры 21 века. Поэтому, по задумке архитектора проекта — Ксавье Фабра, архитектурные особенности Концертного зала должны были органично сочетать элементы «нынешнего века и прошлого века».
29 ноября 2006 года состоялась презентация нового Концертного зала Мариинского театра.
Концертный зал предназначен для концертных программ.
В зале предусмотрена возможность желаемой трансформации сцены в зависимости от программы каждого вечера. Таким образом, управляемость отдельных блоков сценической таблички делает возможным вариативную аранжировку оркестровых групп или формирование оркестровой ямы.
Зал также используется для театральных постановок оперных и балетных постановок. В зале проходят фестиваль «Звезды белых ночей», а также такие театральные фестивали, как «Новые горизонты», «Масленица», «Брассовые вечера в Мариинском».
В Концертном зале находится орган французской фирмы Alfred Kern and Son (Страсбург). Проводятся концерты органной музыки.
Фойе концертного зала служит выставочным пространством с художественным шоу, которое позволяет посетителям концертов объединить свои музыкальные впечатления с живописными.
Комплекс зданий, примыкающих к Концертному залу, включает ресторан, кафе, музыкальный магазин и репетиционные залы.
PS
Таким образом, историческое здание Мариинского театра, Мариинского-2 и Концертного зала — уникальный, современный и в то же время исторический театрально-концертный комплекс Санкт-Петербурга и одно из крупнейших культурных учреждений мира.
Фотографии Мариинского театра (основной сцены)
Схема театра с указанием мест
Скачать подробную схему Мариинского театра
По законам технического прогресса
Изначально театр был оборудован по самой современной театральной технике того времени. И никогда не отставала бы от технического прогресса! Но сам Петербург постоянно рос, меняя свой облик в соответствии с веяниями времени. Первая масштабная реконструкция театра состоялась в 1802–1803 годах по проекту известного архитектора Тома де Томона: были изменены как внутренняя, так и внешняя планировка. В 1836 году были внесены изменения в акустику: купол зала заменен плоским потолком, удалены колонны, увеличен объем зала, он приобрел форму подковы. Все это произошло до пожара. Затем последовал переезд в новое, еще более совершенное здание. В 1885 году к левому крылу здания пристроили трехэтажное здание для театральных мастерских и других технических помещений. В 1894 году деревянные балки заменили на стальные, пристроили боковые флигели и расширили фойе. В 1968-1970 годах в ходе последующей генеральной реконструкции левое крыло здания было расширено. В последние годы реконструировали и Мариинский театр. Сегодня в театре три сцены, одна из которых была открыта совсем недавно, в 2013 году.
Иногородние сцены Мариинского театра
У Мариинского театра, помимо двух петербургских сцен и Концертного зала, есть много других филиалов в стране. Сегодня еще в двух городах можно попасть на показ труппы «Мариинский» — во Владивостоке и Владикавказе.
Приморская сцена Мариинского театра
В 2013 году Владивосток приобрел новое современное здание Приморского театра оперы и балета. Это оригинальное творение современного дизайнерского мышления считается одним из лучших в России и мире. Здание из стекла и стали сразу стало главной достопримечательностью всего Дальнего Востока.
Артисты Мариинского театра не раз приезжали сюда со своими выступлениями. А на государственном уровне было решено, что с начала 2016 года эта сцена официально станет филиалом Мариинского театра. Выступления известных артистов и коллективов, разнообразный репертуар и атмосфера залов Приморской сцены Мариинского театра сделали его одним из самых популярных и развивающихся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для выступлений артистов есть Большой и Малый залы, а также Летняя площадка.
Большой зал оформлен натуральными материалами в классическом стиле и выполнен в форме подковы. Здесь часто идут распродажи, зал вмещает более 1350 посетителей. Обычно здесь проходят крупные выступления оперных и балетных трупп, оркестров и хоров. Все музыканты и певцы отмечают прекрасную акустику, предоставленную публикой. Помимо гардероба, сувенирной лавки и буфета, в фойе устроена постоянная экспозиция.
В Малом зале Приморского Мариинского театра царит гостеприимная, почти семейная атмосфера. Одновременно он может вместить чуть более 300 зрителей, но планировка зала позволяет создать единое пространство из сцены, партеров и амфитеатра. Эта уникальная возможность максимально вовлекает зрителя в происходящее на сцене. В Sala Piccola регулярно проходят камерные концерты и шоу. На площадке практикуют проведение творческих встреч, детских праздников и различных обучающих курсов.
Летняя площадка приветствует посетителей и художников, когда позволяет погода. Обычно это теплое время года, с весны до осени, когда можно организовать концерт под открытым небом.
Филиал в Северной Осетии-Алании
С 2017 года, имеющий высокий статус «республиканской собственности», Владикавказский национальный театр оперы и балета стал еще одним филиалом Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Здание театра было построено в конце 50-х годов прошлого века и вмещало 680 зрителей. Затем в нем размещался республиканский театр музыки и прозы. Оперой и балетом он стал еще в начале 1970-х, когда была поставлена опера Вано Мурадели «Великая дружба». Театр воспитал и дал дорогу будущему многих артистов страны, на его сцене постоянно представлялись произведения известных авторов.
Наряду с Театром оперы и балета в состав Мариинского театра входит Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Его открытие после реконструкции состоялось в 2016 году.
- В здании есть колокол, который звонит во время спектаклей «Борис Годунов» и «Хованщина». Раньше он висел на одной из петровских колоколен.
- В 70-х годах прошлого века при последующей реконструкции в оркестровой яме вскрыли пласт осколков хрусталя. Строители выбросили этот «мусор», не подозревая, что это улучшило акустику помещения.
- Огонь по праву можно назвать проклятием Мариинского. Его постройки трижды почти сгорели дотла .
- В историческом здании до сих пор сохранилась императорская ложа, билеты можно купить здесь.
- Опытным путем было выявлено, что балетный спектакль звучит лучше с первого уровня, но звуки оперы намного мелодичнее, чем двумя уровнями выше.
Мариинский театр стоял у истоков национальной школы оперы и балета. На его сцене растут и укрепляются ведущие деятели исполнительского искусства мирового уровня. Список известных певцов и танцоров, дирижеров и хореографов, музыкантов и артистов, жизнь которых была связана с Мариинским театром, достоин энциклопедического представления.
Десятки классических оперных премьер состоялись в Мариинском театре. С этой сцены впервые были представлены шедевры русского искусства, такие как Руслан и Людмила, Борис Годунов и Хованщина. Кроме того, здесь впервые прозвучали произведения зарубежных авторов «Лоэнгрин» Вагнера и «Сила судьбы» Верди.
Покупая билеты в Мариинский театр в 21 веке, вы становитесь не только слушателем оперы или зрителем балета, но и частью мировой истории: истории театра, истории искусства. Наслаждаясь необыкновенной театральной атмосферой и внутренним пространством зрительных залов, вы духовно обогащаетесь.
Репертуар Мариинского театра
Афиша Мариинского театра на 2017 год порадует ценителей искусства разнообразием оперных и балетных постановок. Некоторые выпускаются десятилетиями, другие созданы для ценителей новизны в сфере красоты. В репертуар Мариинского театра за последние годы вошли следующие спектакли:
- «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Эта мистическая история о любви к Родине и нежных чувствах принца и простой девушки, сыгранная режиссерами, получила совершенно новое звучание. Из древнеславянской легенды действие оперы довольно органично перенесено в нашу современную реальность с бомжами и одеждой знакомых героев 21 века. Довольно шокирующе выглядят люди, изображающие животных, насекомых вместо татарских захватчиков и сегодняшних бомжей в роли нищих 13 века.
- «Лебединое озеро». На главной сцене театра тысячи раз разыгрывалась прекрасная история любви принца Зигфрида и очарованной принцессы-лебедя, которая никогда не теряла своего очарования. Балет Чайковского на бессмертную музыку — классическая хореографическая постановка, основанная на идеях известного хореографа Мариуса Петипа.
- «Музыка приятная и неприятная». В этом чисто инструментальном концерте вы услышите как мелодичные и трогательные, так и необычные и довольно экстравагантные музыкальные произведения в исполнении талантливых скрипачей, пианистов, кларнетистов, виолончелистов и флейтистов.
- Кармен. В новой версии оперы все они исполняют одни и те же известные оперные партии, однако действие ее несколько модернизировано и вызывает больше ассоциаций с нашей действительностью. Особое открытие режиссера — использование большого количества лестниц в качестве украшений. По его версии, они символизируют стремление человеческой души к чему-то возвышенному и божественному.
- «Саломея». Это одна из самых ожидаемых постановок Новой сцены Мариинского театра. Библейская история о прекрасной падчерице Ирода, которая забрала голову пророка на блюде, превращается в борьбу глобальных идей, на которых основано человеческое общество: эгоизма и альтруизма. Современная видеосъемка добавляет зрелищности опере.
- «Енуфа». История одинокой беременной девушки, которую бросил возлюбленный, стара как мир, но артистам Мариинского театра удалось дать ей новое звучание. В сложных привычных поворотах этого произведения многие зрители узнают, что случилось с ними или их знакомыми.
- Жизелла. Переживания юной героини, обманутой возлюбленным и внезапно скончавшейся, вряд ли оставят равнодушными поклонников балета. Невероятно красивые танцы героев, отражающие весь спектр человеческих эмоций, станут настоящим подарком для настоящих эстетов.
Интерьер театра
Здание Мариинского театра интересно не только своей необычной полукруглой формой, но и внутренней отделкой. При посещении шоу стоит обратить внимание на следующие аттракционы:
Царская ложа. Это одно из самых больших и помпезных построек, когда-то шкатулку украшала монограмма, в которой живописным образом соединились первые буквы имен царя Александра II и его супруги. В советское время его заменили эмблемой серпа и молота, но в 90-х годах 20 века первоначальное убранство ложи восстановили. Сейчас обычные люди могут купить билеты на официальном сайте Мариинского театра, расположенного в центре Санкт-Петербурга, если места не зарезервированы для дипломатов и членов правительства. Стоимость билетов в королевскую ложу 4100-4400 руб. В стене сцены за кулисами видна потайная дверь, которая ведет прямо в гримерные артистов, в «женскую часть» театра. По легенде, именно так русские цари навещали своих переодетых возлюбленных танцовщиц.
Оркестровая яма со сдвижной крышкой. Для этого встроены гидравлические подъемники. Во время реставрации здания под полом был обнаружен слой осколков битых хрустальных пластин. Судя по всему, более 200 лет назад архитекторы использовали его для улучшения акустики помещений.
Зал Александра Головина, расположенный прямо под крышей театра, носит имя выдающегося русского живописца конца XIX — первой половины XX века. Сегодня здесь создается большая часть декораций для оперы и балета. Многие из них смело можно назвать шедеврами изобразительного искусства. В комнате до сих пор сохранилось кресло, на котором художник нарисовал портрет своего коллеги Яковлева. Эту картину можно увидеть в фойе 3-го уровня.
Помещение знаменито тем, что именно в нем Головин написал свое знаменитое полотно, на котором гений Шаляпин изображен в образе узурпатора Годунова из одноименного произведения. Здесь крупные русские поэты Волошин и Гумилев поссорились, и дело дошло до кровопролития и дуэли.
Палатка. Ее автор — сам Головин, удивительно мастерски исполнивший ее в 1910-е годы. Занавес считается символом Мариинского театра и сочетает в себе традиционные графические приемы и аппликации, точно воспроизводя мотив шлейфа одного из парадных платьев императрицы Марии.
Трехъярусная бронзовая люстра, освещающая зрительный зал. Его вес превышает 2 тонны. В светильнике установлено более 200 лампочек, которые дают необычайно яркий свет благодаря более чем 2000 хрустальным подвескам. Последний украшает все уровни люстры, а потолок расписан изображениями веселых нимф и амуров, а также портретами известных русских драматургов прошлых веков.
Колокол находится в театре более 200 лет. Он использован в произведениях «Хованщина» и «Борис Годунов». По легенде, сразу после революции его сняли с одного из храмов и бросили в Неву. Оттуда его вытащили незадолго до начала Великой Отечественной войны и представили в Мариинском театре.
- https://ArchitectureGuru.ru/the-mariinsky-theatre-of-st-petersburg/
- http://SnovaDoma.ru/interes/Building/Mariinskii/
- https://Mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/mariinskij-teatr/
- https://life-globe.com/mariinskij-teatr-sankt-peterburg/
- https://www.bileti-v-teatr.ru/teatri-spb/mariinskiy.html
- https://planetofhotels.com/guide/ru/rossiya/sankt-peterburg/mariinskiy-teatr
Читайте также: Музей авиации в Ульяновске: официальный сайт