Старые фотографии Нижнего Новгорода после революции: как выглядел Горький до Великой Отечественной войны

Нижегородский политехникум водных путей сообщения имени В. М. Зайцева

Здание речного училища на Большой Печерской появилось в 1874 году — тогда оно называлось Кулибинское профессиональное училище. В 1887 году здесь, на Волге и по всей России, открылось первое речное училище МПС. В 1919 году ремесленное и речное училище были объединены в Нижегородский техникум морского транспорта имени первого русского механика И.П. Кулибина, а в 1924 году он был переименован в Нижегородский политехнический институт имени В.М. Зайцева. Зайцев был руководителем техникума, но после репрессий его имя исчезло из названия учебного заведения. Сейчас это филиал Приволжского государственного университета водного транспорта.

3. Николаевский драматический театр

Великолепное здание! Он был открыт на Театральной площади в 1896 году.
Невольно обращает на себя внимание тот факт, что театр стоит на своем месте, а храм за ним — нет. Нижние храмы в советское время чистили очень тщательно.

Стадион «Динамо»

Точная дата строительства стадиона «Динамо» у Большой Покровской улицы неизвестна: документально подтверждено лишь то, что команда, представляющая компанию «Динамо» в городе Горький, была сформирована к 1936 году.

9. Благовещенская площадь (ныне — пл. Минина и Пожарского)

Главная площадь Нижнего Новгорода во все времена.


Благовещением стали называть величественный Благовещенский собор, построенный здесь в 1697 году. В 1911 году в парке в центре площади был установлен памятник царю-освободителю Александру II. И собор, и памятник пали «в неравной борьбе» с большевизмом.
Место Александра II занял Кузьма Минин. Он указывает рукой именно на то место, где когда-то стоял Благовещенский собор.
Благовещенская площадь на старом фото, справа — здание Городской Думы и начало Большой Покровской улицы.
Такая же перспектива сегодня.

7. Рождественская улица

Рождественская улица — одна из двух красивейших улиц Нижнего Новгорода, она была перестроена из камня.

На сегодняшний день здесь сохранилось 35 памятников архитектуры. Самая ценная из них — Рождественская церковь.
На Рождественке снова возвращаемся на Софроновскую набережную. Здесь мы видим Блиновский проезд и вдалеке две церкви Козьмы и Дамиана (старую и новую).
По сей день радует глаз пассаж Блиновского — памятник архитектуры в псевдорусском стиле (1876–1878). Он красивый!
Но нет церквей.


Красиво красивый храм был разрушен в 30-х годах прошлого века.


Сейчас на этом месте завален безликий дом с мемориальной доской.


Блюдо сильно напоминает то, что когда-то здесь находили.

10. Георгиевская набережная

Ныне — верхняя Волжская набережная. Своим появлением мы обязаны Николаю I, который в 1834 году приказал обустроить здесь, на откосе Волги, аллею и сад, а также построить каменные постройки. До этого здесь жили бедняки, были хижины, стояла вонь от гор мусора.


До наших дней на набережной сохранилось несколько вилл. Здесь приятно гулять, спасибо Николаю I.
Самый роскошный особняк на набережной — усадьба Рукавишниковых.


Она до сих пор поражает своим великолепием. Здесь есть музей.


Самая горькая утрата Верхне-Волжской набережной, да и Нижнего Новгорода, — Георгиевская церковь, построенная в петровскую эпоху в стиле «нарышкинского» барокко. Уникальный!
О красивой церкви на нашем канале в Дзене читайте отдельную статью — «Горькая судьба самой красивой церкви Нижнего Новгорода».
На месте разрушенного храма построили отель. Теперь он на ногах, рушится. Его судьба не сложилась в этом священном месте.
Вид с колокольни церкви Сан-Джорджо был прекрасен. Возле Георгиевской башни Кремля находится круглая площадка, на которой стоит дом. В советское время здесь установили памятник Валерию Чкалову и построили смотровую площадку.


Современный вид в том же направлении, но снизу. Характеристики башни сильно изменились, не так ли? 🙂
Вид на Георгиевскую набережную и церковь с того места, где сейчас стоит памятник Чкалову.

Тот же ракурс в наше время (только еще немного дальше пофотографирую). В этой части набережной все совсем иначе.
И это тот же склон, что и Волга у Георгиевской башни, о которой я упоминал чуть выше. Во все времена это была смотровая площадка. 🙂
Только сейчас его облили бетоном и плиткой. А скамейки, как обычно, не ставили. Все с заботой о людях.
На этом я, пожалуй, закончу нашу историческую прогулку.
Так почему же мы с таким интересом смотрим на старые фотографии? Почему мы изучаем историю? Знать и понимать этот мир. Чтобы не совершать тех ужасных ошибок, которые совершали наши предки. И вообще — это просто очень интересно.

4. Стрелка

Главная природная достопримечательность Нижнего Новгорода. Слияние двух рек — Оки и Волги. Встречается на многих старых фотографиях. И неудивительно, что Стрелка находится в центре жизни со времен Российской Империи. Позже здесь появился портвейн, и коммерческая жизнь закипела.

Современное предназначение не так однозначно. Они планируют сделать его местом отдыха, но пока неизвестно, что будет дальше.
Современный вид на Стрелку. Громадность стадиона нарушила пропорции. Величественный собор Александра Невского визуально уменьшился. Об этом я подробно писал в статье «Стрелка с Волги и Оки в Нижнем Новгороде. Что это было, что будет, как сердце успокоится».

6. Софроновская площадь (ныне — площадь Маркина)

Красивая картина. Добывается с колокольни церкви Козьмы и Дамиана. Об этом я расскажу ниже. Как видно на фото, площадь была просторной, с Блиновским садом в центре, который напоминал французский парк. Дорожки, четкие пропорции… В центре фонтан.
У меня нет и не может быть современной фотографии с того же места с видом на площадь Маркина сверху. Но могу с уверенностью сказать, что его современный вид не имеет ничего общего с тем, что было раньше. Есть фонтан, но совсем другой. А вид на реку закрывает здание Речного вокзала.

Покровка — Свердловка

Большую Покровскую после революции переименовали — ее назвали в честь революционера Якова Свердлова, который родился на этой улице, и в народе шла короткая «Свердловка». В 1935 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы была снесена — она ​​стояла на месте дома, где сейчас находится первая пекарня. Большую часть советского периода Свердловка была одной из важных транспортных артерий; пешеходным он стал только в 1980-х годах.

Дом учителя, городская общественная библиотека

Дом нет. Большая Покровская, 2 — единственный крупный нижегородский торговый центр XIX века, сохранившийся до наших дней. Торговое здание верхнего базара было построено в 1841-1844 годах, а в 1903-1904 годах часть здания была перестроена в стиле модерн под публичную библиотеку. Фасад здания украшали бюсты известных русских писателей, установленные в нишах: Льва Толстого, Александра Пушкина и Федора Достоевского. Библиотека находилась в этом здании до 1923 года, а затем здесь был открыт Дом Мастера.

Сквер между улицами Полевой и Звездинкой

Сейчас эта уютная, но уже довольно запущенная площадь между Звездинкой и улицей Горького не получила официального названия, но нижегородцы часто называют ее «площадью Газпрома». В 1920-е годы, судя по фотографиям, особых улучшений здесь не было: просто перекопали землю и несколько деревьев.

Острожная площадь

Нижний Новгород стал одним из первых городов Российской империи, где были открыты трамваи, это произошло в 1896 году. Однако революция и гражданская война привели к экономической разрухе, и уже сокращавшееся трамвайное движение в 1919 году было полностью остановлено. Но в 1923 году его начали восстанавливать: в частности, было открыто движение по улицам Большая и Малая Печерская, Осыпная и Большая Покровская, Новобазарная площадь, улица Полевой, Острожная площадь и улица Острожная.

Клуб на углу улиц Славянской и Короленко

В предыдущей подборке мы разместили фото с перекрестка улиц Студеной и Славянской, где Церковь Трех Святителей хорошо видна в знакомых очертаниях. Но было время, когда это место выглядело совсем иначе. Храм сначала приспособили под клуб, затем переоборудовали под жилье и устроили там общежитие.

Площадь 1 Мая

Площадь Горького сменила множество названий, прежде чем получила привычное название. Еще он был Узником из-за соседней тюрьмы, и Полевой в честь дороги, которая ее разделяла, и Сенная — за торговлю сеном, и Новобазарная, и Средняя — из-за того, что здесь работали рынки… В первые годы Советской власти площадь переименовали в честь 1 мая. А в те времена были трамвайные пути — необычно, правда?

Борский мост (железнодорожный)

Первым мостом через Волгу под Нижним Новгородом был железнодорожный. Его начали строить в 1932 году, открыли в 1935 году. Мост соединил центр и запад страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. А через 30 лет был построен двухуровневый железнодорожно-автомобильный мост.

8. Площадь Скоба и окрестности

Стаффа — квартал на пересечении Рождественской улицы и Зеленского съезда. До наших дней сохранилось несколько исторических памятников.
К счастью, церковь Джованни Баттиста


ладно.


И остались только фотографии кремлевского лифта
и руины.


Скоба и ее окрестности — очень аутентичный уголок Нижнего Новгорода. Будет возможность совершить прогулку по неформальным кварталам, таким как Рождественская, но по Кожевенной, Магистратской, Рыбному переулку, улицам Ивановского съезда.
Ивановский съезд и Красная казарма.


Кожевенная улица и знаменитый читальный зал «Столбы» (дом № 11). Район Нижнего Посада, где бедняки жили в приютах, местные жители называли «Миллешкой». Сейчас мы планируем создать здесь «Ремесленный квартал». И назначьте для этого задания дома №8 и № 10. Здания будут отстроены заново. Улица станет туристической.
Рыбный переулок

Автомобильный завод

Завод основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод им. Молотова, а с 1933 года переименован в Горьковский автомобильный завод. На фото — скорее всего, конец зимы 1932 года. Сборка грузовиков на заводе началась в январе, а производственная площадка располагалась напротив главного входа на Ленинском проспекте.

Клуб имени Кринова («Созвездие»)

Петр Кринов был одним из основателей партийной организации на заводе «Сименс и Гальске» (ныне «Нитель»). Он не только занимался большевистской пропагандой, но и решал вопросы снабжения, а также работал в комиссии по культуре и просвещению. В 1927 году заводчане на собственные деньги построили клуб и назвали его в честь Кринова. Клуб носит это название 75 лет, и теперь жители округа знают его как центр развития детского и юношеского творчества «Созвездие».

Сормовский парк

Сормовский парк культуры и отдыха имени товарища Жданова был основан в 1933 году и открыт в 1935 году. Здесь были павильоны, беседки, читальный зал, сцена, танцпол, зеленый театр, розарий, детский и спортивный городок, пляж, пляж пневматический тир, аттракционы, зал для смеха, несколько фонтанов и скульптур.

Пушная набережная

Меховая набережная — где это? А это бульвар Мира, так он назывался раньше. И именно там, кстати, была построена электростанция, которая снабжала электроэнергией Нижегородскую ярмарку. Но на фото не она, а павильоны Госторга, организации, занимавшейся внешней торговлей в первые годы Советской власти.

Бразильский пассаж

В 1887 году на Нижегородской ярмарке был построен так называемый благотворительный коридор: арендная плата, взимаемая здесь торговцами, преднамеренно «в пользу нижегородских детских домов для обеспечения их доходов». Этот пассаж еще назывался бразильским — ведь когда-то здесь проходила выставка бразильских сортов кофе. В годы НЭПа ярмарку пытались возродить и, в частности, восстановили Бразильский проход, который затем был разрушен.

Ярмарка

А вот еще одно фото Ярмарки как раз в тот момент, когда, казалось бы, она обрела второе дыхание. В 20-е годы площадь перед ярмаркой казалась очень уютной. Но важность ежегодных переговоров в Москве была поставлена ​​под сомнение, и из-за краха рыночных отношений в СССР он был закрыт в 1930 году на 60 лет.

Мост имени Пахомова

многие нижегородцы вряд ли сразу ответят на вопрос, где у нас такой мост. А это всем известный Канавинский. Мост через Оку был мечтой многих поколений горожан: до его строительства более века эксплуатировался понтонный мост, который разобрали на зиму и уже не справлялись с потоком городского транспорта. Подготовительные земляные работы начались в 1929 году. На острове Гребневских песков была проложена железнодорожная ветка, которая служила мостовыми элементами и временными опорами. А в 1933 году мост был сдан в эксплуатацию. Назван в честь председателя Нижегородского облисполкома. После разгрома Пахомова мост стал называться Окским, а с середины 1960-х годов получил современное название.

Источники

  • https://www.nn.ru/text/gorod/2021/10/02/70167002/
  • https://galina-lukas.ru/article/1717/kak-izmenilsya-nizhniy-novgorod-za-100-let-istoricheskaya-progulka-po
  • https://lifeonphoto.com/2011/10/staryj-novyj-nizhnij-novgorod-chast-vtoraya/

Оцените статью
Блог про города России и Амстердам