Успенский собор 2019 ✮ Главные достопримечательности Москвы

ГЛАВНОЕ

  • Замечательный культурно-исторический памятник, символ древнерусского зодчества.
  • Прекрасные фрески 17-17 веков, яркий образец православного монументального искусства.
  • Ценные иконы XIII-XIV веков.
  • Мощи патриархов Московских: святых Ионы, Филиппа II, Гермогена и Петра.

Успенский собор Московского Кремля — ​​главный православный храм Российского государства 15-19 веков, где венчались все императоры из династии Романовых. Успенский собор был усыпальницей московских митрополитов и патриархов. Это один из старейших и самых ярких культурных и исторических памятников России, символ древнерусского зодчества. Собор был построен в 1475-1479 годах и посвящен празднику Успения Богородицы, которая считается особой покровительницей России. Свой высокий статус собор сохранил даже после перенесения столицы Российской империи в Санкт-Петербург в начале 18 века.

2_с
Архитектор собора итальянец Аристотель Фиораванти удивительным образом соединил русские традиции церковного строительства и современные европейские архитектурные технологии. Помимо архитектуры, храм выделяется своими настенными росписями: прекрасные фрески 15-17 веков являются ярким примером православного монументального искусства. С 1990 года Успенский собор является Патриаршим собором. Но торжественные мероприятия в соборе проводятся редко, да и вообще он всегда открыт для посещения туристами.

Здесь покоятся в святынях мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в 1326 году на этом месте был поставлен первый Успенский собор, и прах московских патриархов СС. Иона, Филипп II и Гермоген. В Успенском соборе сохранились многочисленные и бесценные старинные иконы XIII-XIV веков.

Царское моленное место

Царское молельное место — мономаховый престол — был создан в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного. Его художники, вероятно, были новгородскими резчиками. Здесь представлены различные мотивы и техники резьбы, некогда популярные в России. У основания четыре круглые скульптуры, изображающие фантастических хищных птиц. Они несут замысловатую квадратную конструкцию с колоннами, балюстрадами, балюстрадами, увенчанные замысловатым занавесом с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. На двенадцати барельефах на стенах проиллюстрировано «Сказание о князьях Владимирских», повествующее о принесении на Русь царских знаков отличия: чепчика, парадного плаща и других мономаховских предметов.

Иконы

Коллекция икон XII-XVII веков в Успенском соборе — одна из самых богатых в мире. Большинство из них написано в Москве для соборов 14-15 веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период сбора русских земель. Вы можете увидеть старейшие русские иконы: «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спаситель светлого ока», «Троица», два списка «Богоматерь Владимирская», изображение храма. «Успение», «Явление царицы», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в жизни» и многие другие. С именем святого Петра Московского связана небольшая икона «Богоматерь Петровская», которую, по легенде, он написал сам и которая позже хранилась в Успенском соборе как одна из главных святынь Москвы.

Как добраться до Усенского собора

Добраться до Кафедрального Патриаршего собора Успения Пресвятой Богородицы можно в составе экскурсионной группы или самостоятельно. В последнем случае необходимо будет воспользоваться общественным транспортом или услугами такси.

Вы также можете добраться до достопримечательностей на личном автомобиле; вам нужно пробиться в Кремль.

Точный адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная площадь.

Как добраться с Киевского вокзала:

  • Опция 1

    Пешком: 210 метров.

    Метро: от станции Киевская по синей ветке до станции Арбатская (4 минуты).

    Пешком: 1 км.

  • Вариант 2

    Пешком: 210 метров.

    Автобус: от остановки «Киевский вокзал» до остановки «Киевский вокзал». 840 до гостиницы «Украина» (4 минуты).

    Пешком: 280 метров.

    Автобусом: от гостиницы «Украина» автобусом М27 до ст. Библиотека м. Ленина (8 минут).

    Пешком: 1 км.

Как добраться из аэропорта Домодедово:

  • Опция 1

    Пешком: 700 метров.

    Поездом: из аэропорта Домодедово до Павелецкого вокзала (45 минут).

    Пешком: 400 метров.

    Метро: от станции Павелецкая по зеленой ветке до станции Театральная (5 минут).

    Пешком: 1,5 км.

  • Вариант 2

    Пешком: 500 метров.

    Автобус: из аэропорта Домодедово автобусом № 308 до станции Домодедовская (44 минуты).

    Пешком: 210 метров.

    Метро: от станции Домодедовская по зеленой ветке до станции Театральная (29 минут).

    Пешком: 1,5 км.

Усыпальница

С 1326 г., когда в недостроенной церкви похоронили митрополита Петра, собор служил погребальной усыпальницей русских епископов.

В соборе 19 гробниц. С конца XVI века на могилах стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале 20 века надгробия заключали в металлические ящики. Погребения святых священников выделены высокими занавесками — коридорами.

Мощи московских чудес Петра (+ 1326), Ионы (+ 1461), Филиппа (+ 1569) и Ермогена (+ 1612) покоятся в деревянных мощах, украшенных металлическими пластинами.

В соборной могиле похоронены:

Московские митрополиты

  • Феогноста (+ 1353)
  • Киприан (+ 1406)
  • Фотий (+ 1431)
  • Филипп I (+ 1473)
  • Геронтий (+ 1489)
  • Саймон (+ 1511)
  • Макарио (+ 1563)

Патриархи московские

  • Работа (+ 1607)
  • Филарето (+ 1633)
  • Иоасаф I (+ 1640)
  • Джозеф (+ 1652)
  • Иоасаф II (+ 1672)
  • Питирим (+ 1673)
  • Иоахим (+ 1690)
  • Адриано (+ 1700)

Расписание богослужений

Богослужения в Успенском соборе проходят в дни значимых религиозных праздников, например, в день Успения Пресвятой Богородицы. Вы можете получить доступ к услуге только по пригласительной карте. Дальнейшие вопросы можно уточнить на сайте Московского Патриархата.

Современный план Успенского собора

План Успенского собора
Современный план Успенского собора

  • 1 — фрески Дионисия и его учеников;
  • 2-5 — иконы «Георгий Победоносец», «Спаситель со светящимся оком», «Митрополит Петр с житием его», «Успение Богородицы»;
  • 6 — место молитвы царя Ивана Грозного;
  • 7 — витрина с древними иконами;
  • 8-11 — мощи московских святых Петра, Ионы, Филиппа и Гермогена.

Закладка второго Успенского собора

А как же Успенский собор? Во время крупного пожара в Кремле в 1470 году своды собора треснули, поэтому их пришлось поддерживать бревнами. Собор нуждался в ремонте.

Великий князь Иван III и глава Русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старую церковь и построить на ее месте новую.

На строительство нового собора потребовались огромные средства, поэтому на его строительство был объявлен сбор средств. Все монастыри облагались налогом. Бояре, купцы и прочие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главной задачей последних лет жизни митрополита Филиппа.

Над проектом собора работали псковские мастера Мышкин и Кривцов. За образец взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительства — Владимир и Иван Ховриных, Василий Ермолин.

На месте разобранного собора была построена временная деревянная церковь, куда были перенесены иконы и реликвии собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который был намного больше старого собора в этом районе. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III женился на внучке последнего византийского императора Константина XI Палеолога Софии, будущей бабушке царя Ивана Грозного.

Итак, в апреле 1471 г состоялась торжественная служба с закладкой кафедрального собора. Сам митрополит Филипп заложил первый камень в его фундамент. Но у него не было возможности увидеть свою любимую идею: 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля он был похоронен в стенах строящегося собора.

Строительство и разрушение второго Успенского собора

Строительство ведется почти два года. Стены нового Успенского собора уже были возведены, но непредвиденное событие помешало реализации проекта.

20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Это привело к разрушению недостроенного здания собора: стена сломалась, погнулась и упала. Скорее всего, причинами разрушения храма были просчеты в конструкции стен и свода собора, а также хрупкость связующего раствора.

Решение о строительстве третьего Успенского собора

Перед смертью митрополит Филипп сказал от великого князя Ивана III, что не откажется от строительства собора и завершит его. Князь не мог не сдержать свое слово.

Жена князя Софии Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая ее культуру, высоко ценила своего мужа за красоту итальянских соборов и дворцов. Его брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии византийских императоров, а Москву — преемницей Византии.

Византийским двуглавым орлом, изображенным на гербе Российской Федерации, мы обязаны великому князю Ивану III. Как говорится: «Постановление обязывает» — и московский князь снова приступает к строительству величественного собора.

Однако на этот раз он решил пригласить итальянского архитектора для завершения строительства. Знаменитый инженер и архитектор Аристотель Фиораванти откликнулся на приглашение принца и обещание солидного вознаграждения.

Аристотель Фьораванти — строитель нового собора

Ранней весной 1475 года Фиораванти был уже в Москве. Здесь было решено полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. В этом вопросе не раздумывали, и летом фундамент нового собора был уже заложен.

Иван III не отказался от идеи построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.

Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать превосходство Москвы над другими княжествами и установить преемственность от древней столицы.

Зимой 1476 года Аристотель Фиораванти отправился во Владимир, чтобы познакомиться с древнерусской архитектурой. Так родился новый проект Успенского собора, в котором вместе с характеристиками старинного Успенского Владимирского собора просматриваются особенности архитектуры итальянского Возрождения.

Стены собора были построены из квадратных блоков из белого камня, а шесть столбов в пространстве собора, своды и основы пяти глав были кирпичными.

Для защиты стен Фиораванти использовал железные столбы, а не дубовые, как это было принято в России при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал известь прочной, как камень; применил механизацию работы, все тщательно проверял циркулем и линейкой.

Успенский собор построен

Храм был построен четыре года спустя. Южный и северный порталы были украшены арками и украшены росписями. Успенский собор поражал современников не только размерами, внутренним убранством храма, похожим на большой зал, но и богатством внутреннего убранства.

иконостас Успенского собора Кремля
Иконостас Успенского собора Кремля

К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году знаменитого иконописца Дионисия и его учеников пригласили расписать Успенский собор. Иконы и фрески Дионисия украшали иконостас, стены и своды алтаря. В Успенском соборе началась реставрация всего Московского Кремля.

Роспись Успенского собора
Роспись Успенского собора

интерьер Успенского собора Кремля
Внутреннее убранство Успенского собора Кремля

Под сенью Успенского собора

Свой высокий статус собор сохранил даже после переноса столицы Российской империи в Санкт-Петербург в 18 веке.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, появившимися при Михаиле Романове в 17 веке. Золотой свет исходил из сводов и стен, давая своего рода божественное одобрение процессу восхождения на престол королей.

Иконописца Дионисия и его учеников пригласили расписать Успенский собор. 150 художников во главе с царскими мастерами создали циклы картин. На южном фасаде расположено изображение Владимирской Мадонны с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Живопись, образ Богородицы Владимирской

Нижний уровень: 6 святых, митрополиты Московские и Ростовские. Здесь, под окном, нерукотворный образ Спасителя. Наверху стены иллюстрации Евангелия. На западной стороне — композиция «Страшный суд». На круглых столбах размещены многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма размещено 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

На северной стороне — изображения Пафнутия Боровского, Исайи, Леонтия и Игнатия из Ростова, Сергея Радонежского. Над ними — композиция «Собор Апостолов» с изображением Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя и 12 апостолов. В центре восточной стены изображена Троица Нового Завета: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух в виде голубя. На сводах — композиции на евангельские темы: «Введение Богородицы в храм». «Рождение Христа». Представление Господа».

В храме установлена ​​серебряная люстра с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитая в память о победе над Наполеоном. Также есть ажурная завеса для хранения церковных реликвий. В центре собора три креста, на которых изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов по обе стороны от Христа.

Иконостас

В храме хранится богатая коллекция икон. Иконы собора в богатейших рамах из чистого золота, а вся утварь — из серебра. Мощный 16-метровый иконостас, проходящий под сводами, был создан в 1654 году по приказу патриарха Никона. 69 размещенных здесь икон представляют события библейской истории. Торжественное великолепие залу церкви придают пять ярусов иконостаса, украшенного позолотой. В святоотеческом чине — икона Святой Троицы. Предки изображены в полный рост со свитками в руках. Пророческий уровень включает 17 икон.

Иконостас

В праздничном ряду — изображения, которые ежегодно отмечается в церкви: рождение Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В обряде деисуса мы видим молельни святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икону «Спаситель Вседержитель».

На царских дверях — Богородица, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, находится самая большая святыня Древней Руси — икона Божией Матери Владимирской, покровительницы и заступницы земли Русской. Справа от королевских дверей находится изображение Спасителя на троне «Salvatore la Rosa d’Oro». Византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает большую стену. Перед ним места для молитв: настоящее — у левой колонны. Правда, королей и королев здесь никогда не было. На правом столпе — престол патриарха. Третий — трон великого князя, трон мономако, сделанный из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Иконостас занимает большую стену

Шестиметровая палатка, украшенная изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех животных с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмиугольный купол венчает двуглавый орел. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, рядом с иконостасом, находится святилище Сан-Филиппо. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь публично обвинил Ивана Грозного в зверствах, за что поплатился своей жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополит был задушен.

Место важнейших государственных событий

Под сводами Успенского собора прошли основные торжества: бракосочетание русских правителей с царством. Члены королевской семьи вошли через медные ворота, сделанные в технике сбора золота, на которых золотом было выгравировано 20 библейских изображений. Своды Успенского собора свидетельствуют о том, как сюда вошел рыдающий 16-летний Михаил Романов.

Молодой наследник боялся возложенной на него ответственности. После Смутного периода, периода кровавых конфликтов и трусливых предательств, новому правителю пришлось освободить Россию. Царские свадебные церемонии стали грандиозным событием в жизни страны. В Успенском соборе короновали 21 русского правителя.

Внутри храма

Венчания королей совершались в Успенском соборе. Алексей Михайлович первым из Романовых крестил здесь детей. В июне 1744 года здесь приняла православие Екатерина II. Под сводами собора праздновали падение ордынского ига, покорение Казани, победу в Северной войне и над Турцией.

В 1812 году во время оккупации Москвы французы сняли с икон облачения и переплавили их, превратив их в 5,3 тонны серебра и 290 кг золота. Некоторые драгоценности были спасены, но большую их часть забрали французы. Выйдя из Кремля, Наполеон приказал взорвать Успенский собор, но зажженные запалы чудесным образом погасли из-за внезапного проливного дождя. 23 апреля 1814 года в Успенском соборе была исполнена песнь хвалы Господу в честь взятия Парижа и свержения Наполеона.

Услуга

Здесь, в Успенском соборе, в 1903 году был зачитан акт об отлучении Льва Толстого от церкви. В марте 1918 года новое правительство изъяло из Успенского собора 65 серебряных пудов, а иконы отправили в Государственную Третьяковскую галерею. По легенде, зимой 1941 года, когда гитлеровцы были под Москвой, Сталин приказал в Успенском соборе совершить тайную молитву, чтобы спасти страну от инопланетного вторжения.

С 1382 года в Успенском соборе хоронили митрополитов и патриархов, насчитывается 20 гробниц. Большинство захоронений находятся под полом и отмечены низкими прямоугольными памятниками с плоскими крышками. Традиция захоронения в Успенском соборе началась с захоронения здесь его основателя митрополита Петра.

Мощи Петра

На западной стороне похоронен последний патриарх петровской эпохи Адриан, «доверенное лицо царя». Надгробия патриархов в белокаменных плитах с высеченными эпитафиями. Рядом с патриархальными гробницами находится Гроба Господня, где хранится жезл митрополита Петра и Гвоздь Господень, которым был пригвожден к кресту Иисус Христос.

История строительства собора

История его строительства была долгой и насыщенной. Первый храм на этом месте появился еще при Иване-царевиче Вход в Успенский собор
Калите (начало 14 века), но вскоре пришла в упадок и перестала принимать всех прихожан. Да и Москва уже перестала быть центром отдельного княжества: превратилась в столицу единого Российского государства. Поэтому в 15 веке началось строительство нового собора, большого и украшенного в соответствии с его высоким статусом. Строительством руководили архитекторы Кривцов и Мышкин. Интересно, что им было приказано взять за образец Успенский собор города Владимира, который был политическим и культурным центром России в XII-XIV веках. Поэтому московские князья стремились подчеркнуть связь старой и новой столицы, продемонстрировать роль Москвы как объединяющего города русских земель.

Строительство велось быстро, новый храм возводили на уровне сводов, но в 1474 году он рухнул из-за землетрясения. Съехавшая здесь же «следственная комиссия», состоящая из мастеров-каменщиков из Пскова, обнаружила, что при работе использовался некачественный раствор и материал был плохим. Возможно, если бы не произошло природного катаклизма, здание простояло бы несколько лет, но вряд ли сохранилось бы до наших дней. Тогда великий князь Иван III, явно потеряв веру в домостроительную школу, решил заказать проект у приглашенного из Италии архитектора — Аристотеля Фиораванти. Ему также было приказано сосредоточить внимание на Успенском соборе Владимира, но в остальном ему предоставили относительную свободу действий. Строительная площадка, которой руководил итальянец, поразила москвичей своей скоростью и новыми методами работы. В то же время Фиораванти должен был построить первый в России кирпичный завод, расположенный в современном районе Калитники Москвы.

Что посмотреть

Успенский собор будет интересен как достопримечательность не только для верующих, но и для любителей истории, иконописи, архитектуры. В его стенах хранится уникальная коллекция изображений святых.

Архитектура

Сегодня это единственное здание в Москве и на территории Кремля, первоначальный вид которого сохранился и восстановлен спустя столетия. В разное время строительство храма внимательно изучали такие специалисты, как Кривцов и Мышкин, а также итальянец Аристотель Фиораванти. Вместе им удалось создать православный памятник — пятиглавый белокаменный храм, который визуально состоял из 12 квадратов, разделенных крестовыми сводами.

К строительству собора были привлечены лучшие мастера государства, а также итальянский архитектор

К строительству собора были привлечены лучшие мастера государства, а также итальянский архитектор

Некоторые элементы здания построены из обычного кирпича: это своды, восточная стена, алтарная преграда и круглые столбы. Правда, некоторые из них позже были облицованы белым камнем, чтобы здание выглядело единым и гармоничным.

Фасад Успенского собора после реставрации

Фасад Успенского собора после реставрации

На этапе проектирования завода была предусмотрена возможная покраска фасадов. Позже на южной стене появилось изображение Владимирской Богородицы, рядом с которым стояли архангелы Михаил и Гавриил. Также здесь можно увидеть фрески московских митрополитов: Петра, Ионы, Алексея, Филиппа.

На южной стороне фасада находится икона Владимирской иконы Божией Матери

На южной стороне фасада находится икона Владимирской иконы Божией Матери, а чуть ниже архангелов и митрополитов

Северную сторону украшают фрески «Собор Апостолов», а также Исай, Пафнутий Боровский, Леонтий и Игнатий Ростовские, Сергий Радонежский и Дмитрий Прилуцкий. На восточном фасаде появилась картина «Троица Нового Завета”.

С северной стороны под башнями фреска

С северной стороны, под башнями, находится фреска «Собор Апостолов»

В южной части храма установлена ​​двойная дверь. Существует легенда, что их привез сам Владимир Мономах. Двери украшены библейскими изображениями. Этот вход считался центральным, именно через него входили члены королевской семьи.

Центральный вход украшен библейскими изображениями и ранее использовался для входа членов королевской семьи

Центральный вход украшен библейскими изображениями и ранее использовался для входа членов королевской семьи

У этой церкви есть еще одна уникальная особенность: звонящий колокол, который сейчас считается самым большим в Москве.

Иконостас

Специалисты сходятся во мнении, что ценность Успенского собора заключается в его главном иконостасе, год создания которого записан в исторических справочниках как 1653 год. Для создания этого уникального элемента были приглашены 69 иконописцев. Приехали в Москву из Осташкова, Ярославля и Костромы.

Главной особенностью Успенского собора является иконостас, построенный более 5 веков назад

Главной особенностью Успенского собора является иконостас, построенный более 5 веков назад

Иконостас был разделен на 5 уровней: святоотеческий, вещий, праздничный, деисусный и местный. Их общая высота 16 метров. Каждый чин или чин, как говорят в православном мире, — это неповторимый образ. Вы можете увидеть изображения Святой Троицы, пророков, стоящих перед Богородицей, а также сцены из Евангелия: Рождество Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Крещение, Благовещение Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица, Вход Господень в Иерусалим, Страшный суд и т.д.

Иконы собора находятся на нескольких уровнях, а некоторые места доступны только для священнослужителей

Иконы собора находятся на нескольких уровнях, а некоторые места доступны только для священнослужителей

Особым украшением внутреннего убранства храма считается икона Спасителя на престоле XI века. Есть и более молодые, но не менее ценные шедевры иконописи, например «Митрополит Петр с житием». В некоторых исторических источниках говорится, что создателем этого изображения является Дионисий.

Фреска

Фреска «Спас на престоле» датируется XI веком, ее еще называют «Апокалипсис»

В первой половине ХХ века собрание икон собора пополнилось несколькими изображениями, пришедшими в Москву из Соловецкого монастыря.

Стоит посетить все уголки собора, чтобы услышать священную историю и чудеса, связанные с иконами

Стоит посетить все уголки собора, чтобы услышать священную историю и чудеса, связанные с иконами

Место царя

В южной части храма, прямо перед иконостасом, находится необычное сооружение. Это занавеска из древесины липы и ореха. Эта деталь появилась внутри собора во времена правления Ивана Грозного и по его приказу. Несколько веков достопримечательность носила название Царское место.

В Московском государственном историческом музее есть уменьшенная копия Царского площади. Там это можно посмотреть подробнее

В Московском государственном историческом музее есть уменьшенная копия Царского площади. Там это можно посмотреть подробнее

Высота палатки — 6,5 метра. На базе четыре животных. Создатель этого шедевра использовал большое количество мелких резных деталей, напоминающих животных, птиц, цветы и другие цветочные орнаменты. На стенах Царской площади также можно увидеть деревянные барельефы.

Занавес венчают резные фигурки животных и цветов, а по периметру надписи на старославянском языке

Занавес венчают резные фигурки животных и цветов, а по периметру надписи на старославянском языке

Купол шатра украшен кокошником и двуглавым орлом. На фризе были выгравированы фразы и записи из Священного Писания. Если более подробно рассмотреть барельефы на столбах Царского дома, то можно увидеть небольшие сцены из «Сказаний о владимирских князьях». При реконструкции, проведенной в 1907 году, орнаменты и надписи были покрыты позолотой.

Купол Царской усадьбы украшен барельефами сказаний о принципах Владимира и крещении Руси

Купол Царской усадьбы украшен барельефами сказаний о принципах Владимира и крещении Руси

Некрополь

через 56 лет после постройки Успенского собора здесь была введена традиция хоронить митрополитов и патриархов. Изначально планировалось, что в гробнице будут похоронены не только представители духовенства, но и высокопоставленные чиновники. Но после завершения строительства некрополя в Архангельском соборе от этой идеи отказались.

Большая часть захоронений приходится на Архангельский собор, в котором построен настоящий некрополь

Большая часть захоронений приходится на Архангельский собор, в котором построен настоящий некрополь

Сегодня в соборе находятся могилы 20 глав Русской Церкви. Могилы расположены в разных частях сооружения. Надгробия издавна были обычными памятниками, но в 1913 году их спрятали под посеребренными латунными крышками, украшенными золотыми крестами и надписями.

В Успенском некрополе захоронены останки 20 глав государств. Их могилы украшены красной пеленой и золотыми надписями

В Успенском некрополе захоронены останки 20 глав государств. Их могилы украшены красной пеленой и золотыми надписями

Несмотря на то, что на территории храма хоронили только патриархов и митрополитов, когда-то здесь находилась могила князя Московского Владимира и Новгорода Юрия Даниловича.

Князь Юрий Данилович раньше был похоронен в Успенском соборе, сейчас его мощи пропали

Князь Юрий Данилович раньше был похоронен в Успенском соборе, сейчас его мощи пропали

Еще одна яркая деталь Успенского собора — Гроба Господня, где находится посох митрополита Петра и Гвоздь Господень.

Часы работы и стоимость билетов

Время открытия:

  • С 15 мая по 30 сентября — с 09.30 до 18.00 (выходной — четверг);
  • С 1 октября по 14 мая — с 10.00 до 17.00 (выходной — четверг).

Стоимость билета:

  • Взрослые — 700 руб.;
  • Студенты — 350 руб.

Льготы предоставляются только детям до 16 лет, инвалидам и их опекунам, сотрудникам музеев Министерства культуры Российской Федерации, военнослужащим, гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, участники второй мировой войны.

Добраться до Успенского собора Кремля можно как на богослужение, так и в рамках экскурсии. Заранее стоит знать, какие мероприятия состоятся в день вашего визита

Добраться до Успенского собора Кремля можно как на богослужение, так и в рамках экскурсии. Заранее стоит знать, какие мероприятия состоятся в день вашего визита

Правила посещения

  • При входе в музейный комплекс необходимо пройти проверку безопасности.
  • Запрещается ввоз взрывчатых, ядовитых веществ, алкогольных напитков.
  • Дорожные сумки или чемоданы, велосипеды и скутеры нельзя брать с собой во время экскурсии.
  • Граждане, получившие разрешение Московского Патриархата Русской Православной Церкви, могут участвовать в богослужениях, проводимых здесь, только во время больших православных праздников. Чтобы увидеть собор как достопримечательность, разрешения не требуется.
  • на территории Московского Кремля разрешена фото- и видеосъемка.

Недавно Успенский собор был отреставрирован, и в его подвале было найдено множество других фресок

Недавно Успенский собор был отреставрирован, и многие другие фрески были найдены под слоем кирпича

Интересные факты

  • Успенский собор был основан в 14 веке великим князем Иваном I Даниловичем Калитой.
  • Храм несколько раз перестраивался — дважды после пожаров и один раз после землетрясения.
  • Здание является самым старым в Москве из числа сохранившихся до наших дней в первозданном виде.
  • Могилы московских патриархов находятся на территории храма.
  • В этом храме проходила коронация последнего российского императора Николая II.
  • Литургия и богослужения здесь проводятся редко, в основном только во время крупных православных праздников.

В особые для христианского мира дни Митрополит совершает богослужения в Успенском соборе

В особые для христианского мира дни Митрополит совершает богослужения в Успенском соборе

Полезные советы

  • билеты удобнее покупать на официальном сайте Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», так как очереди в кассах могут быть длинными.
  • Не рекомендуется ехать в Кремль на личном автомобиле — могут возникнуть проблемы с парковкой.
  • Женщинам стоит заранее позаботиться о своем гардеробе, так как нельзя посещать этот аттракцион с непокрытой головой, с открытыми коленями или плечами.

Стенопись

К росписи первого алтарного храма были привлечены лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля: изображения монахов-подвижников, выполненные в 1481 году коллективом великого иконописца Дионисия. Известны также алтарные композиции того же времени: «Семь спящих юношей Эфесских», «Сорок мучеников Себастьянов», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах. В 1642–1643 годах эта картина была сбита гипсом, после удаления «переводов», и артель из 150 художников во главе с царскими иконописцами Иваном и Борисом Пайсеинами и Сидором Поспеевым завершила существующую фреску.

Архитектура и фрески храма создают образ пространства, где своды символизируют небо, несущее колонны собора. Как правило, на столбы помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученичеством поддерживают Церковь так же, как некогда несли столпы.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью и четкостью конструкции. Главы содержат различные изображения Бога, верхние части стен заняты иллюстрациями из Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Роспись второго порядка сверху на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и ее детстве. Следующую строку занимают изображения Акатиста в честь Богородицы, интересной особенностью картины является изображение семи Вселенских соборов в нижних рядах стен. На западной стене храма традиционно находится огромная композиция Страшного суда. На круглых столбах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Архитектура

Внешний вид Успенского собора удивляет отличием от традиционного для русских и византийских храмов крестово-купольного образца. В обычном варианте можно было наблюдать совмещение частей здания разного объема. Фасад Успенского собора состоит из яслей одинаковой ширины и высоты, заканчивающихся закомарными арками, которые создают ощущение солидности.

На уровне окон нижнего этажа находится «пояс» здания — архитектурно-столбчатый фриз. В отличие от других церквей, он не такой объемный и выразительный и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.

В композиции присутствует асимметрия, которую легко заметить при взгляде на храм с южного фасада. Главы собора, а также южные и северные ворота перенесены на восток. При этом размещенные с восточной стороны апсиды не такие объемные, как в византийской традиции, и покрыты решетками. Все вместе они усиливают впечатление массы, солидности, слияния.

Настоятели

  • Василий Платонов (16 марта 1840 — 11 апреля 1856)
  • Димитрий Новский (1874 — 1878)
  • Михаил Богословский (1879-9 января 1884)
  • Николай Сергиевский (1884 — 1892)
  • Николай Благоразумов (16 июля 1892 — ?)
  • Николай Световидов-Платонов (? — 1897)
  • Александр Ильинский (1897 — 1899)
  • Владимир Марков (январь 1900 — 11 августа 1911)
  • Николай Любимов (12 августа 1911-1918)

Аристотель Фиораванти – архитектор Успенского собора Кремля

Летом 1745 г был заложен фундамент нового собора. Строительство храма поразило москвичей своей скоростью и новыми методами работы, никогда ранее не применявшимися в России. По заказу архитектора в Москве был построен первый кирпичный завод — для строительства понадобились кирпичи. Для надежности фундамента дубовые столбы вбивались в землю на глубину до 5 метров. Стены из 2-х кирпичей внутри укреплены металлическими лентами.

Стены пятиглавого белокаменного собора, перекрытые крестовыми сводами, сложены из тесаных каменных блоков. Шесть столбов в пространстве собора, своды и барабаны были устроены из кирпича, облицованного белым камнем. Для укрепления стен архитектор использовал железные столбы и прочную, как камень, известь.

Успенский собор в Кремле

При строительстве архитектор учел ошибки своих предшественников, все тщательно проверял и просчитывал. Храм, построенный 4 года спустя, поражал современников своими размерами и богатством внутреннего убранства.

Архитектурные стили и внешнее оформление

В творчестве архитектора Фиораванти чувствуется влияние византийского и романского, готического и древнерусского искусства. Здание, построенное из блоков, монолитно, как «цельный камень». Зал храма с шестью тонкими круглыми колоннами, широко расставленными, удивляет «величием и высотой, легкостью и простором».

Его удлиненная западная часть делает собор более просторным. Простор и обилие света — отличительные черты Успенского собора. Свет, льющийся из барабанных окон и круглых окон в стенах закомары, создает ощущение простора и праздника.

Золотые ванны

Фасад собора состоит из пилонов — столбов, окаймленных лопатками. По горизонтали здание разделено декоративным поясом из небольших колонн и арок, по вертикали — пилястрами с узкими окнами, создающими ощущение легкости конструкции. Собор венчают пять глав — символ Иисуса Христа и четыре евангелиста: Матфей, ​​Лука, Марк и Иоанн. Центральная глава храма выше остальных и больше по размеру.

Фрески

Самые старые фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной стене Успенского собора. Эти изображения Дионисио и его артель писали в первые годы существования храма, построенного Фиорованти. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения изображения спасло то, что они долгое время были скрыты иконостасом и были обнаружены только в конце XIX века.

Фрески в центральной части собора созданы в середине 17 века. Они разделены на циклы: «Земная жизнь Богородицы», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акатист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столбы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных изображений Бога, на столбах изображены 135 мучеников, почитаемых как «столпы церкви».

Источники

  • https://ru.moscovery.com/%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F/
  • https://drevo-info.ru/articles/14186.html
  • https://theplacement.ru/travel-directory/uspenskij-sobor-kremlya/
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11831
  • https://nehleb.ru/uspenskij-sobor-istoriya/
  • https://ArchitectureGuru.ru/assumption-cathedral-of-the-moscow-kremlin/

Оцените статью
Блог про города России и Амстердам